Буддизм в Сибири
Lake Baikal

Распространение ламаизма в Сибири

...Надо напомнить, что нынешним летом проехал в Восточную Сибирь и за Байкал князь Ухтомский, командированный для изследования буддизма и причин усиленнаго его распространения там, где буряты недавно еще были язычниками. В то же время, как слышно, миссия князя Ухтомскаго касается изыскания средств к распространению православия взамен буддизма. Неизвестно, как выразятся меры к ограничению распространения буддизма, но и теперь уже, как видно, приезд чиновника наделал некоторую тревогу ламам.

История распространения буддизма среди наших инородцев и влияние его на бурят — предмет весьма любопытный, но для оценки и познания этого явления предстоит весьма внимательное изучение. Распространение буддизма в Азии совершается не среди одних бурят, но также среди монголов, калмыков, дербетов и вообще жолтаго племени.

Религия эта весьма древняя в Азии и, вероятно, соответствовала духу и характеру азиатских племен. О буддизме, как известно, у нас и за границей существуют целыя ученыя изследования1); учение это заслуживает глубокаго внимания философов. Поэтому легко к нему относиться нельзя. Буддизму когда–то принадлежала видная роль в Азии, недаром он охватил Индию, Тибет, Китай, долго господствовал в Туркестане и распространился на Монголию. Буддизм естественно и исторически приблизился к русским пределам по завоевании Сибири.

Как известно, Калмыцкое царство и Даюнгария были представителями буддизма. Русские застали еще развалины буддийских монастырей в местах близ нынешних Семипалатинска и Усть–Каменогорска. Это были известныя развалины Аблайкита. Следы буддийских храмов видны в вершинах Енисея, буддийская часовня была на Бухтарме (близ Рахмановских ключей). В исторической столице Каракоруме, о котором говорит Марко–Поло, при Чингис–хане были буддийские монастыри.

1) Из сочинений о буддизме в России известны изследования архимандрита Нила, затем профессора, ныне академика, В.П. Васильева; кроме того, в русской литературе буддизму посвящались статьи г. Лесевичем. В иностранной литературе, на английском и немецком языках, также существует масса сочинений по этому предмету, как–то: Биля, Керна, Спенс–Гарди, Кеппена, Шифнера, Шлегентвейтов, Ольденберга и многих других.

Знаменитый даосский монах Чан–Чун, ездивший при Чингис–хане для проповеди буддизма, повсюду на пути своем в Монголию и Туркестан встречал буддистов. Поэтому напрасно думать, что буддизм на севере Азии — явление недавнее. Как проник буддизм к язычникам или шаманистам–бурятам, и на это есть объяснения.

Буряты — народ монгольскаго племени, выдвинувшийся с юга и родственный монголам, они говорят одним языком с монголами,— что же удивительнаго, что культ, распространенный во всей Монголии и Китае, перенесся при первом сближении и обмене этих народностей. «Сами буряты охотно обращались в ту веру, которую исповедуют их соотечественники монголы»,— пишет Шашков в своем изследовании об инородцах 2).

У буддистов была литература, и буряты вместе с монгольской громотностью естественно учились по буддийским книгам, так как других у них не было. Благодаря этому, буряты входили все более и более в тесныя сношения с Монголией, а потом Тибетом. Там живет папа буддийскаго мира — Далай–лама и кутухта; оттуда привозятся идолы, священныя книги и принадлежности богослужения, оттуда выходят ламы. «Плотским отечеством для бурята–буддиста служит Монголия, духовным отечеством для него сделался Тибет»,— пишет Шашков.

2) Исторические этюды С.О. Шашкова, 1872 года, т. II, стр. 224–225.

Желая создать для буддизма новый центр в Сибири и тем по возможности предупредить вероятное выселение бурят, правительство решилось учредить в Забайкалье особую высшую духовную власть для буддистов. В 1764 году Шеретуй Цугальскаго дацана был облечен титулом «бондидо–хамбо–ламы». Этот хамбо–лама избирается из родоначальников бурятскаго народа и из депутатов 34 буддийских приходов.

Ламаизм быстро начал распространяться, и в 1853 году было утверждено правительством 34 буддийских монастыря. В 1831 году буддистов было за Байкалом 85 000 чел., а лам 3514, в 1848 году буддистов насчитывалось уже 125 000, а лам 4546. В 1853 году правительство решилось издать некоторыя правила для буддистов, а число лам начало ограничивать. Привело ли к чему это ограничение, неизвестно, но несомненно одно, что с 1853 года буддизм сделал вновь огромные успехи, и теперь все Забайкалье может считаться принадлежащим к буддизму. Оно усеяно монастырями, дацанами, повсюду совершаются торжественныя буддийския богослужения, распространяется буддийская литература, буряты стали ярыми приверженцами буддизма и укрепились в нем, благодаря фанатизированию их целой иерархией лам.

Разсматривая это превращение, многие изумляются распространению буддизма среди бурят, которые до XVIII века были шаманистами и буддизма не знали; тогда он, может быть, едва проникал к ним. В 1741 году действительно буддизм так был слаб, что за Байкалом насчитывалось всего 11 дацанов и 150 лам. Почему мы поощряли буддизм и создали здесь иерархию лам, почему мы не воспользовались случаем распространять среди язычников христианство? Вот вопросы, которые нередко задаются. Особенно эти сетования стали слышаться в последнее время. Насколько вообще явилась 6лагоприятной для бурятскаго населения эта иерархия буддизма, созданная и утвержденная нами? — наступает время оценить. В ответ на это можно сказать: если буддизм в чистом виде, как религия, не имел ничего пагубнаго и тяжкаго, то иерархия буддизма недешево обошлась бурятам. Ламы, так сказать, оседлали их и создали, как жрецы, из культа источник дохода. Число этих лам начало плодиться неимоверно, а так как это было тунеядствующее население, то понятно, что оно, прикрываясь религией, доило народ. Но факт совершился!

Как ни странно, конечно, что буддизм распространился у нас, так сказать, под носом, как ни странно, что Монголия явилась культуртрегером и духовным наставником бурят, которые были в подданстве у христианской и цивилизованной державы, сколько бы мы ни винили себя за то, что, допуская буддизм и будучи терпимыми к нему, мы не отличили от буддизма ламаизма, или господства лам, и создали сами могучую, организованную силу ламаизма и в то же время отдали на жертву бурятский народ жадному буддийскому поповству,— всё это дело прошлаго.

Мы можем упрекать себя, сознавать свои ошибки, но теперь приходится считаться уже с новым явлением. Позволим себе, однако, прежде чем резко осуждать всю прошлую политику властей и правительства, сказать несколько слов в разъяснение исторических обстоятельств, среди которых действовали тогдашния власти. Буряты были народом недавно покоренным, а границы наши далеко не закреплены. Правительство держалось одинаковой политики как в отношении киргизов, где распространялось магометанство, так и в отношении бурят, где пробивал дорогу буддизм. Желая политическаго слияния и умиротворения инородцев, правительство не хотело разжигать страсти, налегать в деле совести и выбора религии. Оно было терпимо и к магометанизму, и к буддизму из политических видов, не желая раздражать население и открывать гонения за веру. Оно знало и предугадывало, что инородцы могут быстро откочевать, перейти на сторону Китая в случае этих гонений и что лучше держать их в своих пределах, предоставив дело культа их наклонностям. Нельзя было не признать здесь известной доли политической мудрости.

Время опасности еще и теперь не минуло. Перекочевки за границу и ныне возможны, а расположение инородцев к русским составляет и доселе залог нашего прочнаго политическаго и гражданскаго существования. Поэтому в системе прошлаго нельзя видеть одне только ошибки.

Конечно, по отношению к язычникам–инородцам и для противодействия или ослабления посторонняго иноверческаго влияния мы могли выдвинуть собственную нравственную и духовную силу, в наших руках могло быть просвещение, школы, христианская проповедь, наконец, европейская наука, которая бы скорее нам покорила инородцев, чем ламская схоластика, но наши просветительныя средства весьма слабы на Востоке, и мы о них весьма мало заботимся до сего дня. И доселе у нас самих являются еще сомнения, нужно ли просвещать даже собственное население в Сибири, нужен ли университет в крае? Чему же удивляться, что мы явились слабыми против завоеваний буддизма и магометанизма в прошлом.

Открыть гонение на инородцев и на иноверцев всегда было легко. Можно это было предпринять и в прошлом столетии по отношению к магометанам и буддистам, но когда эти учения начали упрочиваться среди инородцев, было ли бы это выгодно для нас? Гонение ожесточает сердца, заставляет пропаганду скрываться, но не мешает ей распространяться; гонимое учение идет как подземный внутренний огонь, хотя и невидный снаружи; запретное и гонимое учение становится привлекательнее и слаще, к вере присоединяется опасение потерять ее, к насилию — сопротивление и упрямство: так формируется фанатизм. Помогли ли бы здесь такия меры, за непринятие которых мы упрекаем прошлое? В лучшем ли мы положении могли очутиться? Едва ли.

Итак, наша веротерпимость к инородцам едва ли может считаться грехом. Но вера — вере рознь, а также важно практическое выражение вероисповедания и его формы. Весьма часто явления культа и формы его складываются в известныя учреждения, имеют особых представителей, которые влияют на гражданскую, культурную и экономическую жизнь народа. В пределах этих всякое правительство имеет право контролировать самыя проявления культа. Мало того, его прямой обязанностью является предупредить всякое злоупотребление культом, всякое шарлатанство, эксплоатацию и разорение народа.

Правительство вправе придти на помощь темной массе с светом просвещения и спасать народ от суеверия, фанатизма и жреческаго обмана, в каком бы культе это ни было, хотя бы в буддизме и магометанстве. Надо было проповеднику и монаху буддийскому сказать: «Если твое дело — спасение душ, завоевывай их, но ты не имеешь права во имя твоего принципа изменять и простирать свое влияние на материальное благо и благополучие народа, иначе ты не достоин своей проповеди и лишаешься ея». Вот этого мы не сделали. Оставляя буддизму ламскую иерархию, в массе тунеядствующих духовных монахов, мы не можем не признать, повторяем, зла и тяжести ея для бурятскаго населения. Однако мы сами поддерживали это зло и затмение, мы сами споспешествовали этому и создали теперь могучую силу против самих себя.

Понятно, что если прежде, в начале развития буддизма, еще можно было сделать что–нибудь разными ограничениями и стеснениями ламскаго влияния, то теперь ламство явилось во всеоружии иерархии; оно, проводя культ, тесно сблизилось с народом, но, главное, отождествило себя с этим культом и верою народа. Так всегда бывает. Поэтому в борьбе с ламаизмом теперь уже нужно в десять раз больше искусства и уменья. Всякий, имеющий дело с ламами, имеет дело и с буддизмом.

Ламы при первом гонении начнут вопиять о гонении религии, фанатизировать народ, они испробуют все средства расположить народ и посеять в нем представления о тождестве ламаизма и буддизма. Само собой, что темный народ поверит им. Возстановление же против нас вообще населения и разжигание религиозной страсти для нас может быть крайне невыгодно, неуместные приемы нам могут дорого стоить, а ламаизм, которому сочувствует население, с которым оно связало себя традицией, не только не уничтожится и не ослабнет, но несомненно усилится и приобретет острыя формы. Понятно, сколько здесь предстоит уменья, осторожности и терпения, чтобы оградить инородческое население от эксплоатации и обмана, не оскорбляя его религиознаго чувства, не возбуждая в нем вражды. Здесь необходимы не одни запрещения и ограничения. Едва ли помогут теперь полицейския меры против монастырей и лам. Не будут ли целесообразнее другия меры, а именно — рядом с гуманным и миролюбивым отношением к инородцу, поднятие его умственной, духовной жизни, словом, заботы о проведении культурнаго, цивилизующаго и просветительнаго влияния среди буддийскаго населения. Вот о чем следует подумать и подумать.

Источник: Восточное обозрение № 3, 22 января 1887 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.