О землетрясении 30 марта 1902 г.
Антон Григорьевич Пашинский, начальник станции Мишиха, сообщил иркутской обсерватории о землетрясении 30 марта нижеследующия наблюдения и просил передать их в редакцию. В 6 ч. 37 м. пополуночи; в 6 ч. 38 м. пополуночи; в 7 ч. 28 м. пополуночи; в 7 ч. 36 м. пополуночи; в 8 ч. 12 м. пополуночи (пять ударов). Ошибки во времени могли быть допущены не более 1–2 минут. Наблюдение сделано по телеграфным часам.
Безошибочно можно сказать, что [землетрясение распространялось] с севера на юг, судя по шуму, сопровождавшему землетрясение. Гул начинался где–то на озере Байкал и шел к берегу, затем терялся в горах.
Землетрясение наблюдалось толчками, сопровождавшимися дрожанием почвы. Каждое из содроганий, которых было пять, длилось секунд по 10, за исключением одного, бывшаго в 6 ч. 38 м., самаго слабаго и непродолжительнаго — секунд 5. Силу четырех ударов можно оценить в 5 баллов, а один в — два балла. Четыре раза наблюдался звон стекол в столбовых фонарях, звон абажуров на лампах, качание кронштейна у станционнаго колокола (без звона), колебание мебели, кроватей, качание стен, качание вагонов пассажирскаго поезда № 3 от 30 марта, звон листового железа, находящегося в кучах. Явление наблюдалось с одинаковой силою на самой станции и без исключения всеми в пяти жилых домах. За версту от станции на пути ощущалось ремонтными рабочими, каждый толчок сопровождался подземным, с перекатами, гулом. Каждый раз явление начиналось с толчка.
Землетрясение началось на станции Мишиха во время прохождения поезда № 3 на пути из Мысовой. Зная это, ст. Переемная, где обыкновенно наблюдалось это явление, но в особенно сильной степени, сделала предупреждение, чтобы машинист на № 3 следовал из Мишихи в Переемную особенно осторожно и наблюдал, целы ли мосты и насыпи... Сообщаю это для того, что по поводу бывшаго 30 марта в субботу землетрясения станция Переемная может дать много небезынтересных сведений.
Источник: Восточное обозрение № 82, 10 апреля 1902 г.