Наскальные рисунки на утесе Саган–Заба
Примечание. О древностях, известных в районе Ольхонского ведомства
В соответственных местах описания Прибрежно–Ольхонской полосы гор мы упоминали уже о находящихся там древних изображениях на скалах, так равно и о различных сооружениях из каменных плит («монгольские постройки»). Имея в виду немалый интерес этих древних памятников, увеличенный еще нахождением могил с костяками и лежащими при них изделиями, настоящее примечание мы посвящаем более подробному ознакомлению с ними по данным, собранным исследованиями отчасти Агапитова, отчасти же и Черского.
Начнем с рисунков на скалах, открытие и описание которых принадлежит Агапитову, как результат его поездки 1881 г.99) Начертания эти, как было сказано уже выше, найдены им в двух местах: около 15 верст западнее устья р. Анги, в утесе, называемом Саган–заба (см. выше), и в бухте Ая, лежащей в 2 верстах восточнее этой же реки. Изображения на Саган–заба вырезаны на белом кристаллическом известняке, и занимают часть скалистой стены в 3.25 саженей в длину и до 2.25 саженей в высоту. В них различаются: люди (около 30 фигур), млекопитающие животные (штук с 17) и около 13 птиц. Судя по степени сохранения изображений, следует полагать, что ими была занята вся указанная выше поверхность скалы и только вследствие выщелачивания известняка, между ними образовались ныне пробелы, благодаря которым начертания эти распадаются теперь на пять отдельных групп. В некоторых фигурах людей вырезан только контур, на других же контурована только голова, а все тело, как и во всех остальных фигурах, углублено по всей поверхности на 2 и даже на 4 линии в скалу. Размеры изображений изменяются приблизительно от 1 до 50 сантиметров. Фигуры людей представляют несколько типов. Изображения меньшей величины представляют как стоящих, так и сидящих верхом, по–видимому, на лошади, хотя одно из этих животных снабжено неудачно сделанными, слишком длинными, ушами, похожими на рога, у другого же длинная и прямолинейная шея слишком тонкая и голова ничтожных размеров. Фигуры эти с неестественно расставленными ногами и растопыренными руками, совершенно сходны по типу с такими же на Аглагтинских и Майдашинских начертаниях по р. Енисею. Фигуры второго типа людей отличаются от предыдущих как большим числом (их 23), так и размерами, превышающими их от 3 до 5 раз, и большей отчетливостью отделки; наконец, самое расположение фигур в верхней части всего начертания отводит этому типу как бы привилегированное положение. Тело их изображается в виде треугольника, обращенного вершиной к ногам, раздвинутым у колен, вследствие чего фигуры эти имеют вид приседающих или пляшущих; разнообразие обнаруживается, главным образом в способе обозначения головы и в положении рук, так как первые изображаются или одним только контуром, в виде кружка, или же вырезаны по всей поверхности, а руки у некоторых опущены вниз, у других подняты кверху, как обе, так и по одной. У шести фигур на голове наблюдаются подобия рожков; Агапитов расположен считать это знаком некоторой власти, что совпадает отчасти и с центральным положением таких фигур в группах; у локтевого сгиба приподнятой левой руки одной фигуры замечается кружок, в котором действительно можно было бы предполагать вместе с Агапитовым, бубен, вроде шаманского, если бы кружок этот располагался около кисти, но он напоминает собой как бы обруч, повисший на сгибе руки, все предплечье которой приподнято кверху. Небезынтересна и еще одна фигура, на груди которой замечается род перевязи или ремня от сумки, а в опущенных руках орудие, вроде боевого молота на длинном черне, поддерживаемом обеими руками в горизонтальном положении. В той же группе имеется еще два изображения с довольно странно раздвинутыми руками и ногами, причем одна из них представлена обращенной головой вниз, что в подобных изображениях принимается обыкновенно за выражение смерти. Некоторые фигуры отличаются еще трех–угольной формой головы, а в двух других группах можно видеть две человеческие фигуры, стоящие на спине крупных животных, очертания которых, впрочем, значительно повреждены, так что от одного из них уцелела только задняя половина туловища, у другого же (должно быть лошади) не достает головы.
По мнению Агапитова это быть может только случайное близкое расположение отдельных фигур, без особенной, целесообразной связи (см. ниже). Что же касается изображенных здесь же животных, то все они располагаются, во–первых, в низшей части начертания. По числу преобладают птицы (13), расположенные в одном месте даже вереницей из 7 штук, начертанных одна под другой с параллельным друг другу направлением изгибов средней линии тела, причем все птицы, вообще, относятся к одному типу, близкому к лебедям. Затем следуют достаточно отчетливо изображенные олени (7 штук), тип которых, по замечанию Черского100), изменяется между весьма резко выраженными признаками благородных оленей (напр. в V–й группе у Агапитова, под самым большим из животных) и менее грациозными северными оленями, причем и самое большое животное названной группы напоминает скорее лося, нежели быка, столь хорошо изображенного в той же группе под благородным оленем; кроме того, здесь можно предполагать лошадей, затем, в 3–й группе Агапитова, животное, по общей осанке и загнутому кверху хвосту, уподобляющееся собаке,— животное внизу 1–й группы действительно напоминает собой медведя, на что обратил уже внимание и Агапитов, наконец, что касается изображения внизу 5–й группы, впереди быка и оленя, то в нем, по замечанию Черского, нельзя не узнать переднюю половину тела тюленя, весьма удачно вышла в нем голова и передняя конечность, вместе с мешкообразным началом туловища, очевидно не стертого впоследствии, а не оконченного, так как на месте, где следовало бы видеть его продолжение, высечены рога стоящего ниже оленя100). Агапитов рассматривает значение всех этих фигур как символическое и в общем характере всего начертания видит сходство с письмом, с записью какого–то, очевидно, важного события в жизни народа, создавшего этот интересный памятник. Что же касается смысла этого начертания, то, в виде весьма осторожного предположения, он полагает, что помещенных выше других, к тому же и более крупных по размерам, людей, быть может, следует считать победителями, тогда как более мелкий тип, стоящий ниже, где помещаются также и животные, представляет побежденных и приносящих дань, добытую ими отчасти и охотой.
99) Агапитов, Изв. В. Сиб. Отд. И. Р. Г. О. т. XII, № 4 и 5, стр. 1–23 с таблицами рисунков.
100) Черский, Рукописные заметки о Сибири.
Источник: Землеведение Азии Карла Риттера. География стран, входящих в состав Азиатской России или пограничных с нею. Восточная Сибирь: озеро Байкал и Прибайкальские страны, Забайкалье и степь Гоби. Новейшие сведения об этих странах (1832–1894 г.), служащие последующими выпусками к русскому тексту Риттера, изданному под приведенным заглавием в 1879 году (дополнение к параграфу 51 Риттера). С.–Петербург, 1895.