На первый взгляд, это открытое письмо не имеет отношения к Байкалу. Однако стоит вспомнить, какие немыслимо высокие технологии обещала применить «Транснефть» при строительстве нефтяной трубы вблизи Байкала, какие доводы приводили защитники проекта, оправдывая строительство. Беду от Байкала удалось отвести — все же объект Всемирного природного наследия, международный скандал мог приключиться. А вот река Лена, а тем более множество таежных речек,— не объект. Поэтому можно обойтись без лишних церемоний. Не думаю, что прорвись вандалы от «Транснефти» на байкальский берег, они бы изменили своим привычкам…
Спасти Лену от нефти
Открытое письмо к президентам России и Якутии по поводу планов строительства подводного перехода трассы нефтепровода ВСТО под рекой Лена в районе Олекминска.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемый Вячеслав Анатольевич!
В рамках проекта расширения нефтепровода «Восточная Сибирь–Тихий Океан» на территории Якутии в районе г. Олекминск планируется строить подводный переход трассы нефтепровода под рекой Лена, который, представляя потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья людей, требует особого подхода для обеспечения технологической и экологической безопасности. Однако в процессе продвижения данного проекта постоянно вносятся изменения в технологические методы реализации этого перехода с нарушением принятых для обеспечения технологической и экологической безопасности процедур.
На Парламентских и общественных слушаниях в 2006 г. компания–заказчик «Транснефть» заверяла депутатов, правительство и население республики в том, что выбран наиболее безопасный метод микротоннелирования, но позже в нарушение природоохранных законов на утверждение государственной экологической экспертизы был представлен и утвержден траншейный метод перехода нефтепровода.
В результате недостаточных проектных изысканий во время строительства выяснилось, что породы в месте перехода оказались более твердыми, и сейчас планируется использовать технологию взрывов по дну Лены. Это изменение в проекте не прошло необходимых исследований и экспертиз, требуемых по существующим российским природоохранным законам и техническим нормативам.
Как считают многие специалисты, в том числе, разработчики проекта, наиболее безопасный метод перехода — туннель, в этом случае под дном реки делается скважина, в которую кладется в специальном кожухе труба. Таким образом, она не подвержена влияниям извне, тогда как траншея — это лишь углубление, в которое укладывается труба и сверху присыпается грунтом. В таком случае грунт может размыть течением реки, которое на Лене экстремально сильное на дне, также трубе может грозить и постоянное, характерное для Лены изменение рельефа, и лед, и якорь с речного судна. Особую опасность лед представляет во время весеннего ледохода, особенно в местах образования заторов, ведь затор захватывает не только поверхность, но и дно. А как гласит стратегический прогноз Росгидромета по изменению климата России до 2015 года, к этому времени ожидается повышение частоты заторных наводнений на реке Лена более, чем в два раза.
Кроме того, технические решения, применяемые для перехода Лены, не проходили испытаний в северных условиях. Импортная техника, как правило, рассчитывается для эксплуатации не ниже 40 градусов по Цельсию, а якутские морозы в месте перехода нефтепровода в зимние месяцы бывают ниже 40 градусов.
Неужели реке Лена суждено стать для нефтяников испытательным полигоном?!
Разработчики не представили альтернативные варианты строительства подводного перехода, как того требуют природоохранные законы и нормативные акты. В случае переноса трассы на несколько километров ниже по течению реки, где отсутствуют карстовые полости, есть возможность сооружения наклонного бурения или микротуннелирования в монолитных породах.
Нельзя забывать горький урок 2001 г., когда в г. Ленск паводком унесло и разбило несколько емкостей с нефтью! Нефть разлилась по всему Ленску и даже добралась до Якутска. А прошлогодняя авария на нефтепроводе «Талакан–Витим»? А ведь если нефть разольется непосредственно на подводных переходах, последствия будут тяжелее во многие разы.
Траншейный метод уже показал себя — был прорыв на газопроводе осенью 2006 г. Когда водолазы ныряли и изучали трубу, они обнаружили, что она была изогнута в нескольких местах, а также провисала над дном.
Если произойдет разлив нефти — нигде в населенных пунктах ниже по течению реки нет очистных сооружений, и Транснефть не предусматривает их строительство. И необратимый удар нефтяной катастрофы может грозить величайшей реке. Навсегда и бесповоротно будет нарушен природный баланс громадной акватории и бассейна реки вплоть до Ледовитого океана. Разрушительное воздействие на себя испытает хрупкая северная природа, в том числе территория Национального природного парка «Ленские столбы» — будущего объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО, уникального по растительному и животному разнообразию и эталонного по палеонтологическим и археологическим находкам. Катастрофа может обернуться жестокой трагедией для жителей сел и густонаселенных городов, в том числе Якутска, где проживает более 30 % всего населения Якутии.
Как видно по всем объективным показателям, для компании «Транснефть» и проектировщиков главное — экономия средств и скорость выполнения работ, позволяющие в кратчайшее время получить сверхприбыль. Строительство туннеля для нефтепровода под Леной — несомненно, более сложный и дорогостоящий проект, но несравненно дороже рисковать жизненной средой, здоровьем и безопасностью народа и будущих поколений!
Река Лена входит в десятку крупнейших рек планеты. Она является одной из чистейших и многоводнейших рек России и мира. Беря начало недалеко от озера Байкал, находящегося под охраной ЮНЕСКО, Лена также по праву может считаться мировым природным достоянием.
Недавний опыт строительства газопровода через Лену доказал на практике, как сложно обеспечить безопасное строительство и эксплуатацию подобных проектов: за столь короткое время эксплуатации произошло уже две аварии!
Уважаемые Владимир Владимирович, Вячеслав Анатольевич!
Мы призываем поддержать права граждан Якутии на экологическую безопасность и требовать от компании «Транснефть» использовать метод подводного перехода через Лену в виде микротоннеля, а в случае вносимых изменений в проект (например, проведения взрывных работ) выполнения экспертизы и всех природоохранных и нормативных требований.
От имени Коалиции экологов Сибири и Дальнего Востока:
Общественная организация «Центр экологического просвещения Республики Саха (Якутия) «Эйгэ»,
Общественный экологический центр Республики Саха (Якутия),
Якутская региональная общественная организация Сеть общественного экологического мониторинга РС (Я),
Региональная общественная организация "Правовой центр "Родник", г. Москва,
Общественный экологический центр "Даурия", г. Чита,
Магаданский центр окружающей среды,
Общественная организация БРОК, г. Владивосток,
Региональная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина»,
Фонд "Коллективная программа по сохранению биологического разнообразия "Феникс", г. Владивосток,
Иркутская региональная общественная организация "Байкальская Экологическая Волна",
Общественная организация АИСТ, г. Междуреченск,
Евгений Симонов, Северо–восточный университет, Харбин.
29 ноября 2007 г.
Источник: Информационная служба Международного Социально–экологического союза