Притяжение голой степи
Открытое письмо жителям Ольхонского района
Недавно на семинаре в Еланцах мне довелось услышать мнения жителей Ольхонского района — представителей муниципалитетов, туристических организаций, депутатов районной Думы — о проблемах использования 110 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного назначения, включённых в состав Прибайкальского национального парка без изъятия их из хозяйственного использования.
Владельцем этих земель является районная администрация, а на национальный парк законом возложен их природоохранный контроль. Это степные земли по берегам Байкала между Бугульдейкой (на юге) и Онгуренами (на севере). Ценнейшие для сохранения биоразнообразия, они дают приют множеству редких представителей фауны и флоры. Ольхонская полёвка, копеечник зундукский, астрагал ольхонский, к примеру, обитают только здесь и более нигде на планете. На удобных для поселений землях находится ещё и самое большое в пределах Иркутской области количество памятников археологии.
Сегодня значительная часть этих земель, прежде всего расположенных по берегам заливов и бухт, всё активнее используется для массового летнего отдыха, для размещения туристических баз и проведения экскурсий. Они считаются престижными и дорогими, поэтому появилось огромное количество желающих получить в этих местах наделы в собственность или хотя бы в долгосрочную аренду. О силе такого желания свидетельствовали почти все выступления на семинаре. Приводилась информация по различным (как правило, маленьким) поселениям, где имеется масса заявлений на выделение участков под строительство. Многие выходцы из этих мест, жившие здесь сами, либо те, чьи родители когда–то жили в этих краях, теперь желают вернуться обратно, построить собственные дома.
По моим прикидкам выходило, что после удовлетворения тысяч имеющихся заявок широкая прибрежная зона с пологими берегами и даже многие относительно удалённые от Байкала территории превратятся в зону сплошной застройки. А моё напоминание о природной ценности этих территорий, сохраняющих биологическое разнообразие, вызвало хор возмущённых голосов, определивших эти места «голой степью», в которой «только суслики живут». Посыпались предложения в очередной раз обратиться «в верха» с просьбой об изъятии из состава парка 110000 га земель сельхозназначения: «Пусть национальный парк занимается лесами, а «голой степью» должен распоряжаться исключительно район».
Подавляющее большинство присутствовавших, как и большинство населения Ольхонского района, были представителями коренного населения. С границей этих земель, особенно в Прибайкалье, чётко совпадает исторический ареал расселения бурятского этноса. Это его «кормящий ландшафт», как поймы рек — для славян.
Многие буряты, к их чести, помнят и могут перечислить 10–12 поколений своих предков. Но почему же вас, жители Ольхонского района, не беспокоит будущее родной земли, в которой покоятся останки ваших предков? Как может оставлять вас равнодушными цветущая степь, её животные и растения? Даже для меня, родившегося в Иркутске, это самая ценная в природном отношении земля в регионе. А для вас — «голая степь»? И чем вам не угодил суслик? Именно он является основанием пищевой пирамиды, главным «кормильцем» четвероногих и пернатых хищников, в том числе орлов. Тех самых орлов, которые считались священными птицами ваших предков и ещё ранее населявшего Прибайкалье народа — курыкан. Именно на Байкале в древности родился уникальный шаманистский культ Орла. Только похоже, что сегодня уже почти никого не заботит печальный факт, что из 19 пар солнечных орлов (это природный прототип священного Белоголового Орла байкальских легенд), живших здесь ещё в 1982 году, к нынешнему году не только в Ольхонском районе, а на всем Байкале сохранилась лишь одна пара!
Вас сейчас интересуют не эти «мелочи», а только не затрудняемая режимом национального парка процедура получения в собственность земельных участков. Выросшие за последнюю пару лет, как грибы, в том числе и без каких–либо разрешений, заборы и ограды говорят не о любви к земле предков, не о намерении её сохранить, но о желании продать её по кускам. И совершенно очевидно, что подавляющее число выходцев из приольхонских селений пишут заявки на земельные участки не для того, чтобы вернуться жить на родину отцов, а лишь с целью получить свой кусочек для ожидаемой земельной распродажи и урвать от этого свою долю предполагаемой прибыли.
Вы получили от своих предков прекрасную живую землю. Но во что хотите её превратить теперь? В сплошное скопище коттеджных посёлков, турбаз и их инфраструктуры? И это будет вашим даром потомкам? Не стоит забывать, что дефолты, денежные реформы, мировые финансовые кризисы и прочие экономические катаклизмы периодически превращают денежные бумажки в никому не нужные фантики.
Если вам действительно дорога память о предках, а родная земля ещё не превратилась окончательно в средство для решения одной–единственной сиюминутной финансовой проблемы, то, думаю, лучше заняться не «выдавливанием» национального парка, а помочь ему не допустить распродажи вашей исторической Родины, сохранить родную землю такой, какой видели её ваши деды. Чтобы и через 20, и через 200 лет сюда могли прийти ваши потомки и увидеть не чужие бело–серо–красные многоэтажные строения за высокими заборами, а настоящую прибайкальскую степь с настоящими сусликами и настоящим, парящим высоко в небе Белоголовым Орлом.
В сегодняшнем экологическом беспределе, что захлестнул всю Россию, только заповедники и национальные парки остались островками, где люди не продают природные ресурсы, а охраняют и сохраняют живую, натуральную природу. Где работают, пусть нищие и пока полубесправные, игнорируемые сильными мира сего, но всё–таки государственные сотрудники, считающие целью и честью своей жизни сохранение природы в её настоящем виде, в естественном состоянии, в котором она была дарована нашим прародителям.
6 ноября 2008 г.
Источник: Восточно–Сибирская правда