Байкальский ЦБК собирается работать долго и счастливо
Несмотря на сделанные ранее заверения чиновников, «Континенталь Менеджмент» объявил о планах возобновить работу БЦБК с разомкнутым водооборотом
В среду, 28 октября, арбитражный суд Иркутской области, наконец, принял решение, которого общественность так долго ожидала — о начале процедуры банкротства на Байкальском целлюлозно–бумажном комбинате. С момента оглашения вердикта судьи и до 21 апреля 2010 года на предприятии вводится наблюдение, по окончании которого кредиторы могут либо пойти на мировое соглашение, либо ввести внешнее управление, либо — самый пессимистичный вариант — настоять на конкурсном производстве.
Любопытно, что во время заседания представитель БЦБК, заявил, что комбинат будет запускаться и банкротиться в работающем состоянии. «У нас нет другого выхода, потому что все движимое и недвижимое имущество арестовано судебными приставами»,— попытался пояснить он позицию ответчика. На вопрос судьи, какую именно целлюлозу намерен выпускать комбинат, последовал ответ: «Беленую — сейчас рынок пошел вверх. Производство небеленой целлюлозы сейчас нерентабельно. Уже наполовину пролоббировано разрешение на размыкание водооборота с тем, чтобы комбинат постепенно запустил производство, параллельно модернизировать производство и через пару лет перешел на замкнутый цикл». Ответчик также сослался на недавнее заявление заместителя министра промышленности и торговли РФ Андрея Дементьева по поводу возможности запуска БЦБК после начала банкротства и введения моратория на истребование задолженности.
Таким образом, БЦБК убежден, что до конкурсного производства и распродажи имущества дело в процессе банкротства не дойдет. И вообще предприятие планирует работу как минимум в течение нескольких лет — иначе неясно, зачем модернизировать производство. С одной стороны, такая уверенность, может быть оправданной: на днях соруководитель блока «Корпоративно–Инвестиционный банк» Альфа–Банка (наиболее принципиальный кредитор комбината) Владимир Татарчук заметил, что банк не намерен эскалировать процесс банкротства. Хотя он и не будет отзывать иск из суда. «Мы понимаем серьезность социальной ситуации, которая сложилась в связи с плохим экономическим состоянием комбината. Более того, мы считаем, оно сложилось из–за того, что на комбинате не решена проблема эффективного собственника»,— приводят СМИ пояснение Владимира Татарчука. Не исключено, что стороны договорятся о реструктуризации долга: по словам топ–менеджера «Альфа–Банка», такая договоренность достигнута с основным владельцем ЦБК компанией «Континенталь Менеджмент».
С другой стороны, этот сценарий явно расходится с реальным положением вещей. Во–первых, Андрей Дементьев, который также является председателем совета директоров БЦБК, во время своего визита в Байкальск заявлял, что запускать комбинат должно лишь в замкнутом цикле. Кроме того, заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Амирхан Амирханов сообщил РИА «Сибирские новости», что «разрешение работать в разомкнутом режиме правительство РФ не может предоставить БЦБК, поскольку это противоречит действующему законодательству». Но даже если, несмотря на все эти высказывания, разрешение будет дано (например, стало известно о внесенных в Госдуму РФ поправках к закону «О Байкале»), эксперты указывают, что запустить комбинат раньше 21 апреля вряд ли получится.
Во–вторых, по законодательству в подобной ситуации каждый рубль, который упадет на арестованный судебными приставами счет, вне зависимости от целей перечисления тут же будет отписан в пользу кредиторов. «Мораторий на удовлетворение требований кредиторов объявляется после того, как завершится процедура наблюдения,— пояснил порядок прохождения банкротства руководитель иркутского филиала саморегулируемой организации «Сибирский центр экспертов антикризисного управления» Владимир Сафонов. — То есть он вводится уже на последующих этапах: мирового соглашения, финансового оздоровления предприятия, внешнего управления или же конкурсного производства. Процедура наблюдения длится как минимум несколько месяцев — она необходимо для оценки финансового состояния предприятия». Значит, перевести средства на запуск предприятия не удастся до конца наблюдения — разве что возить наличные чемоданами.
В–третьих, Андрей Дементьев вполне однозначно указал, что Минпромторг намерен ликвидировать предприятие, и менеджменту будет дано поручение разработать соответствующую программу ликвидации. Получается, лукавит либо Минпромторг, либо Континенталь Менеджмент.
«Думаю, что у КМ есть стратегия «на озвучку» и реальный план действий, который далек от декларируемого,— поделился с «ФедералПресс» мнением источник в бизнес кругах. — Все заявления — это не более чем дымовая завеса, прикрывающая истинные цели. КМ явно не интересно дальше тянуть такой актив, как БЦБК. Но избавиться от него надо прилично, желательно получив какое–то количество денег». Впрочем, многие эксперты полагают, что оба собственника, в том числе государство, не представляют, что им делать с БЦБК.
«У меня такое ощущение, что решения по данному комбинату пока нет вообще. Никто не знает, как с ним все–таки поступить,— сообщила корреспонденту «ФедералПресс» научный секретарь ученого совета Сибирского отделения Российской академии наук Ирина Максимова. — Разомкнуть нельзя, в замкнутом режиме работать невозможно, даже продать предприятие не получится: кому оно нужно — что на модернизацию, что на перепрофилирование новому владельцу придется потратить огромные суммы. Отсюда, от этой растерянности, и все противоречия в высказываниях».
30 октября 2009 г.
Источник: «ФедералПресс»