Можно легко представить, что последует за эпохальным совещанием, выдержка из которого приведена ниже. Вся суть заключена в следующей фразе президента РФ: «Акты должны быть работающими, соответствующими уровню развития экономики и нашим представлениям о будущем Байкала...» Что да, то да, уровень развития нашей экономики ошеломляющий, ну а представления о будущем Байкала власть предержащих господ хорошо известны: очень удобно в Байкал сливать помои, возникающие в результате производства бумаги для китайских соседей, приятно устроить цирк с глубоководным нырянием VIP персон, а уж нефтяную трубу по берегу кинуть — так лучше места просто не найти.
О Байкале на совещании по развитию Сибирского федерального округа
Из выступления президента Бурятии В. Наговицына
...
В 2007 году в Республике была разработана программа социально–экономического развития до 2020 года, в которой были определены основные приоритетные направления. Это были добыча и переработка полезных ископаемых, агропромышленный комплекс, лесопромышленный комплекс, туризм и создание транспортно–логистического комплекса.
...
Стратегия развития агропромышленного комплекса Республики направлена на создание крупных агрохолдингов, что позволит полностью обеспечить экологически чистыми и конкурентными по себестоимости продуктами жителей Республики и ежегодно увеличивающийся поток туристов. По мере создания инфраструктуры на территории Республики количество туристических прибытий в Республику ежегодно будет возрастать и составит к 2020 году 2 миллиона туристов в год. Серьезный вклад в развитие туризма внесет особая экономическая зона «Байкальская гавань», где появится всесезонный курорт мирового уровня с отелями разных уровней обслуживания, крупнейшим горнолыжным курортом на востоке России, крупным центром тибетской медицины.
...
Но сегодня хотелось бы остановиться не столько на достижениях, сколько на проблемах, которые существенно сдерживают развитие Республики Бурятии. Республика несет на себе практически все издержки, связанные с выполнением природоохранных функций по озеру Байкал, так как Республика является водосборной территорией для озера Байкал. Принятые 10 лет назад Федеральным законом об охране озера Байкал решения до конца не реализованы и поэтому создают серьезные риски для инвесторов.
Так, например, Законом было предусмотрено разработать предельно допустимые выбросы для байкальской природной территории, которой, по сути, является вся Бурятия, но их разработка сильно затянулась. 10 лет мы разрабатываем.
Д.МЕДВЕДЕВ: Это вы разрабатываете или федеральный центр разрабатывает?
В.НАГОВИЦЫН: Федеральный центр.
Д.МЕДВЕДЕВ: Так и скажите. Что вы на себя принимаете то, чем не занимаетесь? Не стесняйтесь. Здесь как раз руководители сидят.
В.НАГОВИЦЫН: Не можем добиться.
Финансирование деятельности по охране озера Байкал в соответствии с Законом должно осуществляться за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы, но пока только дано поручение Министерством природных ресурсов на ее разработку.
Принятые подзаконные акты резко снизили инвестиционную привлекательность более чем на 25 процентах территории Республики, так как эти земли отнесены к центральной экологической зоне, на которой введены серьезные ограничения по видам хозяйственной деятельности, развитию инфраструктуры и жизнедеятельности людей, проживающих на этой территории.
Постановление Правительства России № 643 об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне байкальской природной территории, несмотря на его доработку, по–прежнему вызывает много споров и напряжения у более 120 тысяч жителей центральной экологической зоны.
Так, неурегулированными сегодня остаются вопросы централизованной заготовки дров для отопления жилых домов, утилизации твердых бытовых отходов, строительства инфраструктуры, санитарного ухода и рубки леса. Застопорилось освоение крупнейшего в мире Холодненского свинцово–цинкового месторождения, которое находится в 70 километрах от озера Байкал, но попало в центральную экологическую зону только потому, что было принято решение провести границу зоны по водоразделу. Месторождение было продано с аукциона до установления границ, поэтому сегодня у него есть инвестор, есть экологически безопасная технология разработки, но никаких работ не ведется, так как нет решения этой проблемы. В таком состоянии Холодненское месторождение представляет еще большую опасность, чем если бы оно было в разработке, так как из его разведочных штолен, которые разрабатывались в рамках государственной программы еще в 1989 году, вытекает сегодня целая река с содержанием цинка сверх ПДК в 1700 раз, по меди — в 400 раз, и эта река через реку Холодная попадает в озеро Байкал.
На мой взгляд, многие вопросы можно было бы решить, восстановив на Байкальской природной территории институт государственной экологической экспертизы, заменив запретительные меры на разрешительный механизм. Другими словами, под четким контролем со стороны государства принимать взвешенные решения об организации того или иного вида деятельности с учетом применяемой технологии только в том случае, если обеспечивается установленный уровень предельных сбросов и выбросов вредных веществ и не наносится ущерб Байкальской природной территории.
Не решенным пока остается и вопрос по утилизации опасных отходов от деятельности предприятий прошлых лет. Речь идет о хвостохранилище Джидинского вольфрамово–молибденового комбината, отвалах Холбольджинского угольного разреза, представляющих опасность для жителей прилегающих территорий и озера Байкал.
...
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, с целью активизации процессов привлечения инвестиций и развития экономики сибирских регионов в условиях жестких экологических, климатических, сейсмических и других ограничений прошу Вас рассмотреть возможность включения в протокол сегодняшнего совещания следующих пунктов.
Первое. Ускорить разработку федеральной целевой программы, направленной на обеспечение охраны озера Байкал и принятие нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической среды озера Байкал.
Второе. Принять решение об утилизации экологически опасных источников загрязнения байкальской природной территории, оставшихся от прошлой экономической деятельности несуществующих сегодня предприятий.
Третье. Рассмотреть возможность восстановления на байкальской природной территории института государственной экологической границы и замены запретительных мер на разрешительную систему.
...
Д.МЕДВЕДЕВ: Мы сегодня обсуждали тему экологии Байкала. Это тема вечная, очень сложная. Но с чем я согласен — об этом и губернаторы говорили, и бизнес об этом говорил: мы в какой–то степени сами себя заперли в довольно сложную ситуацию. Сначала напринимали документов, заранее понимая, что они неисполнимы, а потом в соответствии с нашими национальными привычками, естественно, эти документы не стали исполнять. Помните, как в известной сентенции о том, что строгость наших законов компенсируется их необязательностью. Вот и здесь то же самое. Поэтому, считаю, нам и по Байкалу нужно провести ревизию нормативных актов. Понять, что там работает, что нет. Что на пользу, а что нет. А иначе следить за исполнением этих нормативных актов будут только экологи, а все остальные будут за этим равнодушно наблюдать, и ни одна природоохранная прокуратура никогда ничего не сделает. Акты должны быть работающими, соответствующими уровню развития экономики и нашим представлениям о будущем Байкала, а не набором благих пожеланий.
25 августа 2009 г.