Обращение ученых Иркутского и Бурятского научных центров к председателю Правительства РФ
Уважаемый Владимир Владимирович!
В связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 1 «О внесении изменений в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», создана ситуация, разрешающая производство целлюлозы со сбросами сточных вол в озеро Байкал и складирование отходов всех классов опасности на берегу уникального озера. Очевидно, что данное Постановление направлено на возобновление функционирования БЦБК с использованием технологий производства целлюлозы 40–летней давности, не соответствующих современным требованиям и предусматривающих, в том числе, резко пахнущие выбросы вредных веществ в атмосферу, которые ощущаются на расстоянии более 70 км и создают преграду туристическому направлению развитии территории.
БЦБК с момента начала своего функционирования стал олицетворением стратегических ошибок руководства страны. Именно БЦБК стимулировал развитие экологического движения в нашей стране и до сих пор является угрозой крупнейшей экологической катастрофы не только для страны, но и всего мира.
Возобновление производства целлюлозы Байкальским целлюлозно–бумажным комбинатом в режиме сброса сточных вод нарушает международные обязательства России по охране уникальной всемирной ценности — объекта всемирного природного наследия озера Байкал, а также противоречит требованиям Федерального закона «Об охране озера Байкал», и не позволяет начать реализацию действительно экономически целесообразных и экологически допустимых проектов развития города на основе использования природного потенциала озера Байкал: туризма и рекреации, производства бутилированной байкальской воды и других.
Нам представляется, что средства, которые планируются в виде дотаций на возобновление производства целлюлозы на БЦБК, наверно, более рационально было бы направить на поддержку уволенных работников комбината и на перепрофилирование производства в г. Байкальске. В частности, превращение г. Байкальска в туристический центр сможет решить многие вопросы занятости населения города. Кроме того, в г. Байкальске возможно развернуть производство лекарственных препаратов из сибирской лиственницы, изготовление кремниевых солнечных батарей и модулей, другие производства, запланированные к реализации на ближайшие годы в Иркутской области. Наконец, производство бутилированной байкальской воды, которая так необходима для азиатского континента, не может быть высокорентабельным, пока действует комбинат.
Следует вспомнить: когда Байкал получал статус участка всемирного природного наследия, Россия гарантировала перепрофилировать БЦБК. Теперь что обещание забыто, что вызывает отрицательную реакцию мирового сообщества.
Владимир Владимирович, мы с благодарностью вспоминаем Ваше решение — отодвинуть от берегов Байкала нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан». Поэтому мы обращаемся к Вам с просьбой быть последовательным в деле защиты Байкала: запретить производство целлюлозы в центральной экологической зоне оз. Байкал и сохранить «колодец планеты» на благо будущего России.
В прилагаемой к этому письму аналитической записке мы изложили экологические последствия, к которым может привести возобновление работы БЦБК со сбросом сточных вод в Байкал.
Б.В. Базаров — председатель Президиума, чл.–к. РАН;
А.К. Тулохонов — директор Байкальского института природопользования СО РАН, чл.–к. РАН;
Л.Д. Убугунов — директор Института общей и экспериментальной биологии СО РАН, д.б.н., профессор;
Г.И. Татьков — директор Геологического института СО РАН д.г.–м.н.;
И.В. Бычков — председатель Президиума ИНЦ СО РАН чл.–к. РАН.;
М.И.Кузьмин — председатель Научного смета СО РАН по проблемам озера Байкал, зам. председателя Президиума Учреждения Российской академии наук Иркутского научного центра Сибирского отделения РАИ, академик;
Б.А. Трофимов — директор Учреждения Российской академии наук Иркутского института химии имени А.Е.Фаворского Сибирского отделения РАН, академик;
В.М. Плюснин — и.о. директора Учреждения Российской академии наук Института географии имени В.Б. Сочавы Сибирского отделения РАН, д.г.н.;
В.И.Воронин — зам. директора Учреждения Российской академии наук Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН, д.б.и.;
В.С. Рукавишников — зам. председателя Президиума ВСНЦ СО РАМН, и.о. директора ВСНЦ экологии человека СО РАМН, директор НИИ медицины труда и экологии человека, чл.–корр. РАМН.
Аналитическая записка для принятия решения по БЦБК и г. Байкальску
Озеро Байкал является уникальным природным объектом, источником более 20% поверхностных пресных вод планеты. При включении озера Байкал в список участков всемирного природного наследия Комитетом ЮНЕСКО руководству Российской Федерации были даны специальные рекомендации:
- окончательное принятие Федерального закона об озере Байкал;
- перепрофилирование Байкальского ЦБК в целях ликвидации его как источника загрязнения;
- снижение сброса загрязняющих веществ в реку Селенга;
- увеличение ресурсного обеспечения деятельности прилегающих к озеру заповедников и национальных парков;
- продолжение и дальнейшая поддержка научных исследований и мониторинга на озере Байкал.
Особенностью ситуации в г. Байкальске является не только тяжелейшее экономическое положение, которое сложилось из–за неэффективного управления БЦБК и его остановки по решению руководства компании «Контнненталь Менеджмент», но и значительные экологические проблемы. Учет экологической составляющей в клубке проблем г. Байкальска в данном случае является столь же значимым, как и экономической, и социальной.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 1 «О внесении изменений в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», создало ситуацию, разрешающую возобновление производства целлюлозы со сбросом сточных вод в озеро Байкал и складирование отходов всех классов опасности на берегу уникального озера.
Вполне понятно, что любое решение о деятельности БЦБК должно сопровождаться планами будущего г. Байкальска. Непринятие решений о будущем г. Байкальска так же недопустимо, как и принятие недостаточно проработанных и научно не обоснованных решении. В соответствии со взятыми на себя Правительством РФ обязательствами, необходимо перепрофилировать БЦБК, чтобы он перестал быть источником загрязнения озера Байкал.
Высказанное академиком Р.И. Нигматулиным в Иркутске летом 2009 г. мнение о чистоте озера Байкал было неверно истолковано как заключение об отсутствии негативного воздействия производственной деятельности Байкальского ЦБК на экосистему озера Байкал и прилегающую территорию. В действительности, учеными Российской академии наук, в первую очередь Сибирским отделением РАН, на протяжении более 40 лет проводятся исследования, которые свидетельствуют как о фиксируемом антропогенном воздействии Байкальского ЦБК и прогнозах среднесрочных и отдаленных последствий этого воздействия, так и о существенных экологических рисках целлюлозно–бумажного производства.
Председатель научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал академик М.И. Кузьмин говорил о необходимости перепрофилирования БЦБК на встрече с Вами 1 августа 2009 года, а также в письме, направленном Вам 16 декабря 2009 года, в котором говорилось о недопустимости запуска БЦБК со сбросом сточных вод в Байкал.
Сброс сточных вод в Байкал необходим комбинату для производства беленой целлюлозы с применением хлорного отбеливания, т.е. с производственным циклом, разработанным БЦБК. В результате работы целлюлозно–бумажных предприятий с хлорным отбеливанием в качестве побочных продуктов образуются диоксины и хлорированные фураны. Их состав в сточных водах БЦБК имеет значительное сходство с составами диоксинов и хлорированных фуранов в почвах и донных отложениях, зоопланктоне, отловленном вблизи БЦБК. Диоксины найдены также в ряде живых организмов Байкала. При регулярном употреблении в пищу животных, в которых накапливаются диоксины, увеличивается канцерогенный риск для населения, что установлено на берегах водоемов, на которых расположено производство беленой целлюлозы с хлорным отбеливателем. В связи с этим научное сообщество категорически против запуска БЦБК со сбросом отработанных вод непосредственно в Байкал. За рубежом на аналогичных ЦБ предприятиях переходят на отбелку целлюлозы перекисью водорода и озоном.
Переход на такую технологию для БЦБК затруднителен, так как комбинат работает с использованием технологии, которая была разработана в начале 60–х годов. Основное технологическое оборудование БЦБК, схема варки, промывки, отбелки, регенерации извести, подготовки древесины за более чем 40 дет практически не изменились. Мощность БЦБК мала сравнительно с мощностью передовых российских и зарубежных предприятий. При современной мощности БЦБК имеет низкую конкурентоспособность и на мировом, и на внутреннем рынках.
В водах, сбрасываемых БЦБК, отмечались высокие концентрации фенола, превышенные по отношению к ПДК для водных объектов, повышенное содержание хлорид– и сульфат–ионов. Отмечалось повышенное содержание ПХБ, источники которых до конца не ясны. Но самое главное, в окрестностях БЦБК присутствуют в воздухе высокие концентрации дурно пахнущих соединений двухвалентной серы — сероводорода, метилмеркаптана, диметилсульфида и диметилдисульфида. Запах меркаптанов отчетливо ощущается на расстоянии до 70 километров. БЦБК выбрасывает в сутки одну тонну дурнопахнущих веществ. Концентрации меркаптана в населённой части г. Байкальска превышали предельно–допустимую концентрацию в 10 и более раз. Это приводит к существенному дискомфорту для человека в самом городе и его окрестностях.
В соответствии с Государственным докладом «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2007 году» (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Москва, 2008, таблица 1.4.11.1), доля объема выбросов в атмосферу Байкальским ЦБК от общего объема выбросов всеми источниками (включая предприятия, организации, ЖКХ и др.) в центральной экологической зоне Байкальской природной территории составляет 51%. аналогичный показатель по сбросам сточных вод — 86%, и по образованию отходов — 42%.
Значительные выбросы метилмеркаптана, диметилсульфида, диметилдисульфида отрицательно действуют на здоровье человека. Совместное влияние этих веществ вызывает значительные раздражающие действия на дыхательную систему, угнетает окислительно–восстановительные процессы, вызывает нарушения углеводного обмена, оказывает отрицательное влияние на состояние белковых молекул человека. Исследования показали неблагоприятное влияние этих веществ на репродуктивную функцию женщин. Сотрудники НИИ медицины труда и экологии человека ВСНЦ СО РАМН установили, что у женщин детородного возраста, испытывающих воздействие метилсернистых соединений, наблюдается повышенная частота осложнений во время беременности и родов. Установлены такие нарушения: патология плаценты, угроза прерывания беременности, возможность выкидыша (риск составляет 54–76%).
Комбинат расположен в зоне высокой сейсмической активности с возможными землетрясениями силой до 9–11 баллов по 12–бальной шкале Рихтера. Таким образом, при землетрясениях большой силы в Байкал из разрушенных емкостей могут попасть реагенты и отходы. При рассмотрении рисков необходимо иметь в виду возможность утечки жидкого хлора из емкостей, разрушение емкостей — хранилищ белого и черного щелока, нефтепродуктов, серной кислоты, а также прорыв ограждающих конструкций и поступление в Байкал накопленных отходов очистки сточных вод из шламонакопителей. Возможны и другие тяжелые экологические последствия.
Очевидно, целесообразно вспомнить заявление Президента В.В. Путина, когда он принял решение о переносе нефтяной трубы далеко на север. «Если есть хоть ничтожная доля опасности загрязнения Байкала, то мы, думая о будущих поколениях, должны сделать все, чтобы эту опасность не минимизировать, а исключить».
Следует заметить, что в период работы комбината, как отмечается в письме директора Департамента лесной и легкой промышленности Министерства промышленности и торговли РФ М.Ю. Клинова академику М.И. Кузьмину (от 19.01.2010 г.), производство целлюлозы на комбинате было экономически убыточным. Перед закрытием комбината 3.10.08 г., по данным М.Ю. Клинова, предприятие ежемесячно получало до 80 млн. руб. убытков. В связи с этим трудно надеяться, что БЦБК сможет формировать доходную базу областного и городского бюджетов.
Мы понимаем, что потерявшие работу жители г. Байкальска должны быть материально обеспечены вплоть до начала эксплуатации новых предприятий в городе. Средства, которые планируются в виде дотаций на возобновление производства целлюлозы на БЦБК, наверно, более рационально было бы направить на поддержку уволенных работников комбината и на перепрофилирование производства в г. Байкальске. В частности, превращение г. Байкальска в туристический центр сможет решить многие вопросы занятости населения города. Кроме того, в г. Байкальске возможно развернуть производство лекарственных препаратов из сибирской лиственницы, изготовление кремниевых солнечных батарей и модулей, другие производства, запланированные на ближайшие годы в Иркутской области. Наконец, производство бутилированной байкальской воды, которая так необходима для азиатского континента, в полном масштабе не может быть налажено, пока действует комбинат. Так же до его перепрофилирования нельзя решать вопросы создания привлекательных рекреационно–туристической и спортивно–оздоровительной зон в г. Байкальске.
Мы надеемся, что данные, которые приведены в этой записке, помогут принять правильное решение в отношении Байкала и жителей г. Байкальска.
8 апреля 2010 г.