Чисто государственный подход
Выдержки из выступления В. Путина, касающиеся озера Байкал, на расширенном заседании Попечительского совета Русского географического общества
Вступительное слово В. Путина
Добрый день, уважаемые друзья, коллеги!
...Наша цель — превратить Русское географическое общество в серьезную площадку для обсуждения актуальных проблем сохранения и преумножения географических знаний, знаний о природных богатствах, об этнокультурном наследии нашей страны. Сделать Общество одной из интеллектуальных площадок и одним из оргцентров отечественных исследований во всех этих сферах.
Считаю, что Русское географическое общество способно внести существенный вклад в решение многих задач сегодняшнего дня, таких как комплексное развитие территорий, инфраструктуры, рационального использования природных ресурсов, распространение экологических знаний.
И уже сегодня мы рассмотрим первые проекты, которые будут реализованы при поддержке Общества.
Во–первых, планируется начать, а может быть, продолжить разработку программы сохранения уникальной природной экосистемы Байкала.
Считаю, что в ней могли бы принять участие все заинтересованные стороны: эксперты, представители общественности, международных организаций.
В рамках программы должна быть получена объективная информация о современном состоянии озера, определены наиболее рациональные способы снижения негативного воздействия на его экологию.
Летом, как вы знаете, мы там были со многими коллегами, прямо на озере. Смотрели, разговаривали об исследованиях, которые, вы знаете, там тоже ведутся.
Конечно, сейчас очень много споров идет по поводу деятельности целлюлозно–бумажного комбината. Они ведутся очень давно. Комбинат–то работает с 1968 года. С 1968 года начали работу!
Конечно, все это требует особого внимания. Вы знаете, как мы бережно относимся к Байкалу. Когда прокладывали новую трассу нефтепровода к Тихому океану, мы приняли решение, основываясь на данных наших ученых, перенести маршрут от водозаборной части Байкала на 400 километров. Истратили очень большие деньги. Ничего не пожалели. Ну, собственно, и не жалко на это дело.
Но мы должны создать условия для устойчивого развития региона, города Байкальска с населением в 14 тысяч человек.
Все это нужно делать спокойно, без эмоций. И это требует, конечно, дополнительных наших общих усилий и внимания к этой проблеме.
Во–вторых, в центре нашего внимания будет еще один значимый проект. Речь идет о защите фауны в Арктике...
Спасибо вам большое за внимание.
Заключительное слово В. Путина
Уважаемые коллеги!
...Но из того, что сегодня прозвучало, на что бы хотел еще раз обратить внимание.
Я уже говорил во вступительном слове по поводу Байкала. Еще раз хочу пригласить всех к участию в проекте по исследованию экосистемы. Вопрос очень важный. Он давно дискутируется: в советском, а потом и в российском обществе. Конечно, нужно посмотреть на все повнимательнее. Я уже упоминал, мы бережно относимся к Байкалу, и не будем жалеть никаких денег.
В данном случае речь идет применительно, скажем, к целлюлозно–бумажному комбинату, о котором все так много говорят. И я думаю, что немножко даже спекулируют на этой теме. Но бог с ним, дело даже не в этом. Хочу, чтобы все знали и понимали, речь идет не о том, чтобы у кого–то что–то отобрать или кому–то что–то дать — скажем, дать заработать. Нет, конечно. Это комплексная проблема. Напомню: комбинат работает с 1968 года.
И вот, когда мы были на Байкале летом, я разговаривал с учеными, с членами Академии наук, спрашивал, как отразилась деятельность ЦБК на Байкале, на его экологии? Там нет изменений к худшему, слава Богу, для Байкала. Это не значит, что там нет проблем. Конечно, они есть. Только нужно посмотреть на них повнимательнее и по–серьезному, без всякой политизации.
Вот сброс сточных вод. В 2008 году ЦБК — 27.4 тыс.тонн. А город Улан–Удэ — 34 тыс. тонн. Водоканал города Иркутска — 106 тыс. тонн. Гусиноозерский промузел — 442 тыс. Водоканал города Гусиноозерска — 348 тыс. тонн.
Загрязнение воздуха. ЦБК — 4.3 тонн выбросов в атмосферу, ТЭЦ Улан–Удэ — 21.3 тонны, Северобайкальск — 28.5, Ангарск — 221 тысяча.
Вы понимаете, надо смотреть на всю проблему в целом, изучать ее.
А сельское хозяйство? На полях там сбрасывают химикаты — все это потихонечку стекает в озеро.
На все надо смотреть внимательно, без всякого «визга», без шума, по–серьезному, по–государственному. И смотреть на социально–экономическое развитие региона. Там ведь люди живут. Вот закрыли это предприятие. Правительство же закрыло, мы же закрыли! Закрыли для чего? Чтобы дать сигнал собственникам и менеджменту, что нужно уделять больше внимания. Какой результат? Пошла социально–экономическая деградация в этом регионе. И дело не только в самом комбинате, с ним же связана целая сеть: транспортное обслуживание, лесодобыча и так далее, и так далее, и так далее. Социальная сеть сразу начала разваливаться — все взаимосвязано. И подходить нужно, конечно, внимательно и по–государственному.
Разумеется, нужно уделять вопросам экологии первостепенное внимание, если раньше об этом не думали, когда в 1968 году открыли. Не мы же с вами его открыли. Но открыли, работают, там сформирована соответствующая система. Надо с этим что–то делать. Понятно, что надо с этим что–то делать. Вот для того, чтобы понять, что и как, будет проведено исследование, на работу в рамках которого и выделен сегодня грант, полученный здесь, на этой сцене, сегодня.
...Спасибо большое.
15 марта 2010 г.