Байкальский ЦБК на грани нервного слива
Общественность Иркутской области удивлена постановлением правительства России, разрешающим варку целлюлозы на Байкале
Появившееся 13 января постановление правительства РФ, по сути разрешившее варку беленой целлюлозы на Байкале, внесло смятение в ряды общественности Иркутской области. Экологи, ученые, общественные организации и даже ряд политиков возмущены этим решением. Властные органы пока предпочитают отмалчиваться, заявляя в кулуарах о том, что пока возобновить производство на БЦБК не представляется возможным.
«Экономический анализ, сделанный некоторое время назад по заказу ученых, свидетельствует о том, что возобновление производства на Байкальском ЦБК нецелесообразно,— заявил директор Лимнологического института СО РАН академик Михаил Грачев, с удивлением комментируя появление постановления правительства РФ. — Сырье находится далеко, рабочая сила — дорогая. Кроме того, БЦБК несет большое экологическое обременение».
Постановление № 1 правительства РФ, подписанное премьером Владимиром Путиным 13 января, не сразу было замечено российской общественностью. Оно исключало из перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них «без использования бессточных систем водопользования на производственные нужды», а кроме того, снимал запреты на хранение и сжигание отходов всех классов опасности в районе Байкала.
Но шила в мешке не утаишь. Первыми забили тревогу дотошные экологи, усмотревшие в последних изменениях угрозу строительства мусороперерабатывающих заводов и спецполигонов. Внимание же широкой общественности оказалось приковано к разрешению варить целлюлозу в районе Байкала. Тем более что мажоритарный собственник Байкальского ЦБК — компания «Континенталь Менеджмент» — давно продавливал вариант возвращения предприятия к разомкнутой схеме водооборота.
Уже 19 января Иркутская региональная общественная организация «Байкальская экологическая волна» (БЭВ) направила в ЮНЕСКО письмо с описанием ситуации, где предлагалось перевести Байкал в список Всемирного наследия, находящегося под угрозой уничтожения. «Срок рассмотрения подобных заявок ЮНЕСКО может быть очень разным,— заявила «ФедералПресс» сопредседатель БЭВ Марина Рихванова. — Но мы думаем, что в данном случае реакция будет оперативной и до конца месяца ЮНЕСКО публично обозначит свою позицию». Кроме того, иркутские экологи подписались под к президенту РФ Дмитрию Медведеву с предложением отменить постановление, подписанное премьер–министром Владимиром Путиным.
На редкость оперативно на появление документа отреагировали ученые. Председатель научного совета Сибирского отделения РАН по проблемам озера Байкал академик Михаил Кузьмин заявил, что постановление правительства РФ не отвечает интересам страны и Байкала. Поистине сенсационным стало заявление директора Лимнологического института СО РАН академика Михаила Грачева, который до последнего времени не разделял радикальной позиции экологов, постоянно подчеркивая, что Байкальский ЦБК вреда озеру не приносит, так как слишком мал для такого колоссального объема воды. На этот раз реакция директора Лимнологического института СО РАН на появление постановления правительства оказалась более чем знаковой.
«Озеро Байкал включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО на условиях, что БЦБК будет перепрофилирован,— заявил «ФедералПресс» Михаил Грачев. — А этот шаг может привести к конфронтации с мировым сообществом». Ученый обратил внимание на непрозрачный механизм принятия решения — до сих пор все инстанции заверяли, что комбинат будет запущен временно, на условиях замкнутого водопользования и лишь для того, чтобы цивилизованно ликвидироваться: «Ничего никому не сказав, правительство РФ снимает запрет на производство целлюлозы, бумаги и картона в разомкнутом цикле».
Президент Фонда регионального развития Иркутской области Алексей Козьмин высказал убежденность, что решение экономически нецелесообразно не только для предприятия, но и для Байкальска. По его мнению, размыкание производства на БЦБК, которое, по логике, последует за постановлением, только ухудшит ситуацию в Байкальске, поскольку возврат к производству беленой целлюлозы на БЦБК не позволяет диверсифицировать экономику города и уйти от монопрофильности. «Лучшим вариантом был бы запуск комбината, но в замкнутом режиме водопользования,— добавил Алексей Козьмин. — В ином случае будет нанесен непоправимый удар по имиджу региона».
Мимо постановления правительства не смогли пройти мимо и ряд местных политических деятелей. Баллотирующийся на пост мэра Иркутска депутат регионального Законодательного собрания Антон Романов выступил с заявлением, что документ принят «в интересах одной финансово–промышленной группы, а не жителей Байкальска». Он также выступил с инициативой проверить постановление «на коррупционность».
Руководство «Континенталь Менеджмент» попыталось убедить общественность, что другого выхода не было. Генеральный директор ЛПК Аркадий Акимов выступил со специальным заявлением о том, что перепрофилирование БЦБК невозможно, а создание другого, замещающего производства «является очень затратным и потребует трех–четырех лет».
Однако наблюдатели констатировали, что проблемы БЦБК решаются с начала века и у собственников было достаточно времени для того, чтобы заняться развитием нового производства. «За последние десять лет мы были свидетелями принятия не одного десятка разных документов, целью которых было решение проблемы БЦБК,— заявил депутат Госдумы, член фракции КПРФ Сергей Левченко. — Каждый год появляются новые решения, но ситуация становится только хуже».
Особую тревогу местной общественности вызывают не столько сроки запуска производства, сколько вопрос о том, будет ли комбинат работать в режиме замкнутого водооборота. Как стало известно «ФедералПресс», документы на получение разрешений от природоохранных органов и органов технического надзора подавались с расчетом на выпуск небеленой целлюлозы. Однако ряд экспертов скептически относятся к возможности работы в замкнутом режиме.
«Замкнутый водооборот в технологической схеме БЦБК давно уже стал фикцией, поскольку после годового простоя предприятия эти системы пришли в негодность и восстановлению не подлежат»,— заявил «ФедералПресс» Сергей Левченко. По сведениям академика Михаила Грачева, замкнутый водооборот вообще толком не функционировал на комбинате. Кроме того, ранее «ФедералПресс» приводил свидетельства технологов, утверждавших, что замыкание цикла было проведено с техническими нарушениями, а потому выпускать качественную целлюлозу комбинат просто не мог.
Местные и федеральные власти пока предпочитают отмалчиваться, старясь не комментировать появившееся на свет постановление. Исключением пока стал только министр экономики, труда, науки и высшей школы Иркутской области Владимир Пашков, который заявил, что информации о сроках запуска и продолжительности работы БЦБК пока нет.
Сведения, которые просачиваются из кабинетов регионального правительства, свидетельствуют о том, что не все ладно в Датском королевстве. В конце минувшей недели в правительстве Иркутской области в закрытом режиме прошло совещание по вопросу о запуске БЦБК. Как стало известно «ФедералПресс», на нем представители комбината признали, что для возобновления производства у БЦБК существуют кадровые и технические проблемы, не считая того, что нет ясности в вопросе о поставках сырья. В итоге у региональных властей сложилось впечатление, что комбинат вообще не готов к запуску.
Впрочем, по некоторым данным, на конец нынешней недели запланировано заседание совета директоров предприятия, где, возможно, будут названы и сроки, и схемы возобновления производства.
25 января 2010 г.
Источник: ФедералПресс