Перевозка грузов по Ангаре
С Ангары несутся вести, что там замечается мелководье, какого давно не было. Благодаря большой воде, простоявшей с 20 мая по 2 июня, казенные пароходы успели только дойти до дер. Тушамы, т. е. подняться по Ангаре от устья верст на 813. 20 июня пароходы еще стояли там и когда пойдут далее, сказать трудно. На пароходах есть пассажиры, отправившиеся до Иркутска, в числе которых находится вновь назначенный инспектор нар. училищ Иркутской губернии г. Аргунов. Частных грузов пароходы увезли мало, недостаток котораго зависит не от застоя в торговле, а причиною отчасти служит несколько высокий фрахт, назначенный пароходами.
Лодки–илимки, передвигающияся при помощи бурлаков, конкурируют еще с пароходами, назначая цену за доставку ниже пароходной таксы. Возьмем для примера цену пароходскую, затем цену лодочников и заметим, что до дер. Пинчуги доставка пароходами обходится 30 к., до Богучан 33, с. Кежемскаго 54, Илима 70 к. с пуда, а лодками — до Пинчуги 20 к., Богучан 30, Илима 50–60 к. До Пинчуги от Енисейска 371 верста, Богучан 407 в., Илима — 966 верст. Торговцы, выгадывая несколько к. на пуд, предпочитают отдавать кладь лодочникам, тем более, что лодочники за ту же плату сгрузят и нагрузят товар и не заторопят выгрузкою и меньше бывает порчи товаров, так как лодочники аккуратнее матросов обращаются с товаром. Разница же в скорости доставки для торговцев не особо имеет значение, потому что товар доставляется заблаговременно и если торговец подождет несколько лишнее, зато он выиграет на фрахте.
Если бы цена за доставку была значительно понижена и пароходы ходили регулярнее, то без сомнения доставка пароходами для торговцев была бы удобнее.
Клади лодками возится порядочно и лодок 20–25 бывают заняты перевозкою все лето, так как одному только торговцу по Илиму доставляется товару лодок около 30.
Ангарские пароходы отапливаются дровами, которыя рубятся по берегам реки и по приблизит. разсчету требуются до 100 с. в день. Если сюда прибавить енисейские пароходы, не считая низовых пароходов, то количество потребных для суток дров увеличится более чем на 100 сажен, так что в течение лета по берегам обеих рек вырубается до 30 тыс. сажен в лето, рубка леса по берегам отчасти способствует обмелению рек и пора бы отоплять пароходы каменным углем.
Источник: «Восточное обозрение» № 87, 26 июля 1898 г.