Троицкий–Селенгинский монастырь за Байкалом
Наш монастырь — самый древний из всех монастырей Забайкалья. От г. Иркутска отстоит он в 240 вер., а от главнаго города области — Читы в 500 верстах. Расположен он на левом берегу р. Селенги, от которой он и получил свое название, хотя и отстоит от главнаго русла реки верстах в 3–х. Около монастыря протекает речка, под названием Пьяная, на которой стоит много водяных мельниц.
Монастырь был основан в 1681 г. повелением царя Феодора Алексеевича, по благословению святейшаго патриарха Иоакима. Строителем монастыря считается игумен Феодосий с братией, состоявшей из иеромонаха Макария, иеродиакона Мисаила и 9 старцев.
Целью этой миссии было поставлено просвещение светом Христовой веры бурят–монголов в далеких странах Даурских — за Байкалом.
Прибывши за Байкал, миссия выбрала настоящее место и заложила храм во имя Живоначальныя Троицы, почему монастырь и называется Троицким Селенгинским монастырем. Первый храм был деревянный и построен только в 1684 г., который и был главным храмом монастыря почти 100 лет, пока, в 1785 г., не был построен настоящий каменный трехпрестольный храм.
Однако старый деревянный храм сохранился и доселе. В нем есть старинный 5–ярусный иконостас российской работы конца 17–го века. Кроме этих двух храмов, существуют еще два: деревянный, построенный в 1710 г., и каменный храм, построенный в 1835 году.
Монастырь был в начале своего существования также и военным оплотом, так как монголы и китайцы смущали бурят и подбивали их перейти на их сторону.
Вот почему до 1820 года монастырь был обнесен высокой деревянной оградой с башнями и бойницами по углам, а в описях монастыря упоминается, сколько и в какой год было приобретено пороху. В описи, например, 1732 г. есть упоминание о том, что монастырь имел для своей обороны 3 пушки, 65 самопалов, 12 бердышей, 2 палаша, 12 п. 28 ф. пороху и 2 п. 30 ф. свинцу.
В настоящее время монастырь окружен хорошей каменной оградой, в 300 слишком сажен, с 4 башнями по углам.
Около монастыря впоследствии образовалось большое селение с тем же названием, в 100 дворов. Происхождение и постоянное возрастание дворов в первое время существования монастыря объясняют тем, что монастырю в целях пропитания братии было предоставлено селить на своих местах крещеных бурят и закреплять их за монастырем.
Беден теперь монастырь. Когда–то, до проведения железной дороги, здесь пролегал почтовый тракт, дававший возможность крестьянам зарабатывать достаточныя средства и очень выгодно эксплоатировать свои угодья монастырю.
Для обезпечения монастыря, по указам царя Феодора Алексеевича, были отведены большая хлебопахотныя и сенныя земли, богатыя лесныя и рыбныя угодья, даже была приписана целая деревня Теммойская. Кроме того, до 1704 года, отпускалось на содержание братии монастыря до 50 р. в год. Но со вступлением на престол царя Петра Алексеевича жалованье братии было отобрано, но зато увеличено число земельных угодий.
Секуляризация церковных земель в 1764 г., последовавшая во всей России, невыгодно отразилась и на Селенгинском монастыре: во–первых, он был оставлен за штатом, а во–вторых, вместо всех обширных земельных и иных угодий получил 60 десятин удобной и 30 десятин неудобной земли и 300 руб. в год на пропитание. Позднее монастырь стал именоваться третьеклассным монастырем и стал получать на свое содержание 668 р. 88 к. жалования.
Главным источником существования монастыря служат как личные труды братии, так и доход от приписанного к монастырю рыбнаго озера Катокиль в 140 вер. от монастыря в баргузинском округе, полученнаго вместо рыболовных статей на Байкале, отошедших в 1714–15 гг. к посольскому монастырю.
В настоящее время озеро отдается частями в аренду и приносит до 4000 руб. в год доходу. Затем монастырь имеет еще свою мельницу по р. Пьяной, которую и отдает в аренду по 300–400 р. в год. В общем, монастырь получает до 6000 р. в год.
Немного братии в монастыре: 1 настоятель (архимандрит иринарх из московских купцов, положивший много трудов на улучшение обители), 4 иеромонаха, 3 иеродиакона и до 30 челов. послушников.
Настоятель монастыря состоит в то же время и начальником противораскольнической миссии в Забайкалье. По отчетам, всего раскольников в Забайкалье считается до 40 тысяч, живущих в 27 селениях, а единоверцев от 12 до 13 тысяч обоего пола. Раскольники живут по преимуществу в волостях бичурской, тарбогатаевской, куйтунской, мухашибирской, тамирской, урлукской, кулалейской, донинской, хотя отдельныя семьи встречаются по всему Забайкалью.
В распоряжении миссии находится 8 единоверческих церквей, но миссионерские успехи ея нельзя сказать, чтобы были большие. Так, за прошлый год было обращено в православие только 4 человека обоего пола.
По этому поводу нам пришлось беседовать с почтенным настоятелем. О. Иринарх говорит, что забайкальские раскольники не менее фанатичные, нежели их российские собратья. Это не может не влиять на успехи миссии, тем более, что много деревень населяют исключительно раскольники, что не может не отразиться на положении их общественника, принявшаго или православие, или единоверие.
«К чести наших раскольников, говорил о. Иринарх, нужно отнести отсутствие наступательной пропаганды по отношению к православным», и есть надежда, что раскол в Забайкалье выродится сам собою. Тем более это вероятно, что приходится замечать в раскольничьих деревнях и шаткость дедовских устоев: молодежь не только попивает водку, но даже и покуривает, не брезгает и из одной посуды есть с православным.
Нам передавали, что за последнее время бывали даже случаи «умыканья» раскольничьих девиц православными женихами в православныя деревни. Этот факт свидетельствует, что между молодежью уже разрушается великая стена, созданная в никонианския времена невежеством народа.
Малая обезпеченность священно–служителей единоверческих церквей заставляет их скоро бросать эти приходы и проситься на другие, почему единоверческия церкви остаются долго без священника, что также неблагоприятно отражается на просветительных делах миссии. Только недавно миссии удалось приобрести хорошаго священника к центру раскольников бичурской единоверческой церкви о. А. Павлова, недавно перешедшаго в православие из раскола, человека уже немолодого, но сильнаго волей, верой, вышедшаго из простого народа и пожелавшаго служить там, где он сидел вместе с другими в народной слепоте.
Источник: «Иркутские губернские ведомости» № 3742, 29 мая 1904 г.