Строительство тоннеля на Киркидае
На днях я осматривал тоннель на Киркидае, проводимый подрядчиком Половинкиным; для непосвященаго — это оригинальная и тяжелая картинка.
Главная галерея пробита насквозь и теперь идет работа по расширению и углублению тоннеля. Работают, главным образом, при помощи динамита, причем грунт отвозится по узкоколейным путям на вагончиках в отвалы наружу. Одновременно с расширением тоннеля идет деятельная работа по устройству сводов. Всюду установлены кружала, подмостки. Работают с маленькими масляными лампами, то согнувшись в три погибели, то полулежа, то сидя на корточках,— вообще в самых неудобных позах. Темень страшная; вечная мерзлота, в которой идет работа, от соприкосновения с воздухом оттаивает, и поэтому сверху льет вода.
Это в полном смысле слова египетский труд. Каменщики, главным образом, итальянцы. Ежеминутно может обвалиться часть оттаявшей скалы от сотрясения, произведеннаго взрывом динамита, и придавить рабочих. В темноте ничего не стоит оборваться с лесов, устроенных на живую руку. Работа внизу еще хуже: сверху постоянно падают маленькие камни и инструменты; предупредить за общим гулом нет возможности. Ради экономии, по распоряжению техническаго надзора, в части тоннеля делаются не сплошныя кольца, а частью опираются в скалу.
Подрядчик утверждает, что при такой постановке дела свод может рухнуть, а, следовательно, возможна в будущем катастрофа и перерыв сообщения. Стоит ли экономить при таких условиях?
Но там что еще будет, а пока скажу лишь, что постройка этого тоннеля унесет массу здоровья у рабочих, трудящихся над его сооружением в мокроте, темноте и на сквозном ветру и зарабатывающих в общем гроши.
Источник: «Восточное обозрение» № 187, 19 августа 1903 г.