О новых торгах на сдачу с подряда работ по постройке КБЖД
Вопрос по сдаче работ кругобайкальской железной дороги разрешился совсем неожиданным образом: 14–го сего ноября управление дороги объявило, что торги не состоялись и что таковые вновь назначаются через 5 дней, на 19–е ноября.
Оставляя в стороне пока те мотивы, которыми руководствовалось управление дороги, признав торги не состоявшимися, мы интересуемся лишь знать, что может быть достигнуто тем, что управление дороги назначило торги вновь через 5 дней. Отмена торгов и назначение их вновь через пять дней никогда, нигде не практиковались, и таковой порядок, насколько нам известно, законом не предусмотрен. Да и действительно, странно заставить людей (конкурентов) работать над выяснением цен и затем труд отдельных личностей предоставить в общее пользование. Нам кажется, что цена, заявленная подрядчиком, есть — его собственность, так как, чтобы объявить правильную цену, нужно — помимо опыта и знания, которые даются годами, тратою здоровья, а часто и средств,— изучить все местныя условия работ; это–то знакомство с условиями работ и должно иметься в виду при разрешении вопроса о результатах конкуренции.
Назначив торги на 19–е число, управление дороги дает возможность массе несведущих людей воспользоваться чужим трудом и выступить в качестве конкурентов, исправив все те промахи, которые были сделаны при первых торгах.
Подвести новые торги под переторжку ни в каком случае нельзя ибо переторжка должна быть заявлена заранее, и тогда всякий торгующийся на первых торгах, зондируя почву, не открывает своих карт, а с окончательным решением идет на переторжку. Вновь торги могли иметь значение лишь при соблюдении продолжительнаго разрыва во времени, необходимаго для того, чтобы могли явиться новыя лица и имели время изучить все условия торгов.
Что же могло измениться в эти пять дней и что может ждать управление от новых торгов? Новыя лица в пять дней явиться не могут, а если явятся, то только новыя фамилии.
Наконец, за пять дней ничего не может произойти, что могло бы изменить правильно заявленную цену, и на торги 19–го числа остается лишь смотреть, как на средство, к которому прибегло управление дороги в видах понижения цен, но это средство было у управления дороги и при первых торгах; так как в своем объявлении о назначении конкуренции управление дороги оставило за собой широкое поле действий при соглашении с подрядчиками.
Источник: «Иркутские губернские ведомости» № 253, 20 ноября 1901 г.