Большой обвал на Кругобайкальской железной дороге
Еще один обвал на Кругобайкальской железной дороге.
Да такой, что даже железнодорожное начальство пришло в великое смущенье! Еще бы. Обвалилась скала в 700 кубических саженей!
700 кубических саженей! Если представить себе правильный куб, то каждая сторона его имела бы ок. 9 саж. Это глыба такой величины, что превзойдет почти любой из домов г. Иркутска.
Невольный ужас берет, когда представляешь себе мысленно этот новый обвал на Кругобайкалке.
Попади под эту глыбу пассажирский поезд — от всего состава его остались бы одне щепки. Не больше...
Но что же сделано для предотвращения столь частых обвалов на Кругобайкальской дороге?
Когда я задал такой вопрос одному начальствующему лицу дороги, он безнадежно махнул рукой и ответил:
— Все, что можно сделать для предотвращения возможных громадных человеческих жертв, это — закрыть Кругобайкальскую дорогу.
Быть может дорогу закрыли бы давно, если бы на нее не были затрачены десятки миллионов рублей и четырнадцать лет работы!
За чью–то ошибку теперь платится целая нация; безрезультатно тратятся сотни тысяч рублей на исправление пути, а иногда за эту ошибку приносятся в жертву жизни людей.
Теперь, кажется с 1909 г., существует на Кругобайкалке специальный штат так называемых «обвальных» сторожей. Стоит это дороге больше 25 тысяч руб. в год.
Что же делают сторожа эти?
Обходят пути и наблюдают за движением горных пород. Смотрят, нет ли где оползня. Нет ли каких изменений в положении скал вообще.
И ходят днем и ночью сторожа эти.
Встретился я на днях с одним из обвальных сторожей.
На вопрос, успешно ли он выполняет возложенныя на него обязанности, ответил:
«Мыслимо ли уследить за скалой? Особенно ночью, да в сырую погоду? Иду я вот на днях ночью по линии. Дождь льет как из ведра. Проходить мне пришлось мимо одной большущей скалы. Когда еще подходил к ней, так что–то стучало и шумело. А когда подошел, то и увидел, что со скалы мелкие камни летят, да поток воды бежит. Жутко стало. От летящих камней прохода нет. Делать нечего, стал под скалу. Все равно, думаю, если будет обвал, так уж сразу и прикончит. А только где уж уследить–то?! Служим, вот тут, а начальству–то и поспокойней!..»
Едва ли пассажир, едущий по Кругобайкалке и доверяющийся «судьбе», найдет что–либо для себя утешительнаго во всем изложенном выше.
А начальство, кажется, успокоилось настолько, что думает и второй путь кругом Байкала проложить рядом с существующим.
Источник: «Восточная заря» № 162, 21 июля 1910 г.