Освидетельствование кладки сводов тоннеля на 48 версте
Описываемый ниже случай без сомнения подвинет далеко психологию вообще и психологию наивности, в частности. Вместе с тем, он будет способствовать решению глубочайшаго философскаго вопроса, волновавшаго мысль во все времена, а именно: можно ли в одно и то же время одну и ту же вещь видеть и воспринимать, как две антагонистическия, исключающия одна другую вещи.
Дело все в том же знаменитом тоннеле № 18 на 48 версте, который строился не менее знаменитым инженером г. Скарбовским и с которым читатели «Вост. Обозр.» уже немного знакомы. Едва тоннель был сдан в эксплоатацию, как понадобились весьма основательныя поправки и переделки. Технический надзор воспользовался этим обстоятельством, чтобы произвести освидетельствование кладки сводов в стене тоннеля. 27 мая с.г., на основании такого освидетельствования, был составлен акт приблизительно следующаго содержания:
«1) Размеры старой кладки по толщине не соответствуют размерам, указанным на типовых чертежах, именно местами размеры старой кладки меньше размеров типовых.
2) Размеры некоторых камней не удовлетворяют требованиям технических условий, являясь опять–таки меньшими.
3) Кладка как сводов, так и стен оказалась произведенной из обыкновеннаго бутового камня. Камни, составляющие внутреннее очертание свода и стен тоннеля, оказались околотыми лишь с лицевых поверхностей; постели же этих камней, ровно как и всех остальных в осмотренных местах, не приколоты.
4) все вышеизложенное удостоверено было путем освидетельствования обнаженных поверхностей сломанной обделки первых трех колец тоннеля».
В числе членов комиссии, производившей осмотр тоннеля, находился и начальник 1–й дистанции II участка инженер Савримович. Он без всяких оговорок подписал этот акт. Но как человек, очевидно, зараженный тлетворным влиянием философии и убежденный в тщете всего земного, он через три недели разразился бумажкой собственнаго произведения, смысл которой: глаза мои не видели, уши мои не слышали, «Имею честь доложить, что были осмотрены лишь обнажения части колец, а не было произведено разборки кладки и осмотра внутренних камней, вследствие чего составилось ошибочное мнение, как о кладке бутовой, а не из околотаго бута. Вынутые камни сложены мною в штабеля и вполне удовлетворяют техническим условиям на околотый бут».
Итак, у г. Савримовича камни явились в одно и то же время околотыми и не околотыми, удовлетворяющими техническим условиям и не удовлетворяющими, кладка будет сломанной и не сломанной и т.д.
Источник: «Восточное обозрение» № 166, 30 июля 1905 г.