О необходимости постройки Северо–Байкальской железной дороги
...Несколько в ином положении находится вопрос о Северо–Байкальской ж. д. Начальным пунктом ея предполагается приблизительно Канск или какая–либо станция несколько восточнее к Иркутску, потом дорога пройдет по прямой почти линии к северной оконечности Байкала, а отсюда уже так же почти по прямой линии, приблизительно, к ст. Урюм, Амурской ж. д.
Дело в том, что, как известно, Амурская дорога подверглась изысканию еще в 1896 году партией инж. Савримовича. Но результаты были столь неблагоприятны, что решили строить Китайскую Восточную ж. д. и только много лет спустя установили, что постройка последней была большим промахом. Приблизительно таким же промахом является и Кругобайкальская дорога, чрезвычайно угрожаемая — о чем уже говорилось не раз — в стратегическом отношении и совершенно не обезпечивающая безопасности и безпрерывности сообщения с Забайкальем, в случае осложнений с Китаем.
Конечно, Северо–Байкальская ж. д. не имеет серьезнаго колонизационного значения, но без нея у нас все же нет непрерывнаго рельсоваго пути на Дальний Восток. На нее надобны громадныя средства, зато на нее есть претенденты. Вопрос только о гарантии.
Текущая война нас многому научила и представители военнаго ведомства с большей определенностью говорят о своевременности постановки на очередь вопроса о Северо–Байкальской ж. д. Правда, нам не грозит опасность со стороны Японии, но давно известно, и много уже раз на практике подтверждалось, что береженнаго Бог бережет.
Трассировка Северо–Байкальской дороги представляет значительно большия трудности, чем Верхнеудинск–Ургинская ж. д. или Томск–Енисейская, и потому здесь предстоят еще предварительныя техническия изыскания, более или менее подробныя, но можно считать уже решенным вопрос о постановке Северо–Байкальской ж. д. на первую очередь.
Конечно, прежде чем решится титаническая схватка, едва ли будет приступлено к осуществлению этой дороги.
Источник: «Иркутская жизнь» № 87, 30 ноября 1914 г.