Железная дорога по льду озера Байкал
В начале 1904 года Сибирский рельсовый путь оставался еще разорванным, начиная от станции Байкал почти до Танхоя, между тем конфликт России с Японией в конце января перешел в фазу полноценной войны. Война требовала увеличения железнодорожных перевозок. Грузы, приходящие на станцию Байкал, нужно было каким–то образом переправлять на восточный берег озера. Вариантов было два — гужевые перевозки или постройка рельсового пути через озеро. Ледоколы спасти не могли — байкальский лед был такой толщины, что до апреля не брался и «Байкалом», не говоря уже об «Ангаре». Гужевой транспорт с таким количеством груза не справлялся. Оставался рельсовый путь. Подобная ледовая дорога в России устраивалась не впервые — уже был опыт прокладки рельсов через замерзшую Волгу вблизи Саратова.
Укладка рельсов по льду Байкала началась в конце января 1904 года. К времени прибытия на Байкал министра путей сообщения, 28–го января на льду было уложено более 2 км рельсов. Основным препятствием для работ были поперечные трещины и подвижки льда, особенно досаждавшие на раннем этапе укладки. Ширина трещин доходила до полутора метров, подвижки льда с легкостью разрушали крепления, рвали уложенные рельсы или выпучивали их горбом, разрушая путь на протяжении десятков метров. Проблему с трещинами удалось решить с помощью специальных приспособлений из бревен, ослабляющих действие подвижек льда на рельсовый путь.
Рабочие, укладывающие путь, жили в вагонах–теплушках, которые по построенному пути понемногу передвигались вперед.
17 февраля в присутствии М.И. Хилкова были перевезены первые 25 вагонов, на следующий день началось непрерывное движение вагонов конной тягой. Вагоны перевозились с интервалом в полсотни метров. Поначалу вагоны тянула четверка лошадей, впоследствии управлялись парой. За сутки перевозилось до 220 вагонов.
В начале марта 44–километровый рельсовый путь пришлось целиком передвинуть в сторону, поскольку трещина образовалась вдоль пути, местами прямо под ним.
С 6 марта по ледовой дороге начали перевозить паровозы. С них пришлось снимать паровой котел, который перевозился на двух платформах отдельно от паровоза. Оказалось, что приспособление, которое позволяло обезопасить путь от подвижек льда, увеличивало риск схода паровоза с рельсов. Это показала первая же попытка перевозки целиком не самого тяжелого тридцатионного паровоза.
После 9 марта снова начала образовываться трещина вдоль пути. Около середины марта перевозка вагонов и паровозов была прекращена и рельсовый путь начали разбирать.
За время работы ледовой дороги было перевезено со станции Байкал на станцию Танхой на восточном берегу Байкала 1612 грузовых вагонов, 262 платформы, 411 теплушек, 25 пассажирских вагонов и 65 паровозов.