Решение о постройке ледокола с металлическим корпусом
При обсуждении в начале текущаго года в соединенном присутствии вопроса о заказе парохода–ледокола для плавания на озере Байкале, было предположено устройство такового из дерева, стоимостью около 800 000 руб.; но в настоящее время, по объяснению министра путей сообщения, из собранных им, тайным советником князем Хилковым, на месте, при поездке его в Сибирь, сведений выяснилось, что действительная стоимость большого деревяннаго судна, при полном отсутствии в крае опытных в этом деле рабочих и при дороговизне устройства эллингов и других приспособлений обширных размеров, должна оказаться значительно выше первоначального исчисления. Имея в виду, что металлическое судно при таких условиях обойдется немного дороже деревяннаго, а по качествам своей конструкции, вероятно, будет более пригодным для переправы поездов через малоисследованное и бурное Байкальское озеро, он, министр путей сообщения, признает правильным произвести заказ парохода–парома из стали, в 3750 индикаторных сил, приспособленнаго для перевозки железнодорожных поездов с одного берега Байкала на другой, по типу таковых же пароходов, поддерживающих сообщение в некоторых местностях в Америке. Стоимость такого судна, с расходами на устройство молов и пристаней, выразится в сумме 2 560 000 р., к которой следует добавить еще около 400 000 р. для сооружения пловучих доков, в случае ремонта в будущем помянутаго парохода.
Таковая довольно значительная затрата, из общей суммы коей необходимо в 1895 и 1896 гг. израсходовать 1 500 000 р., по мнению тайнаго советника князя Хилкова, к которому присоединились и все остальные члены соединеннаго присутствия, представляется тем более неотложною, что из производимых в настоящее время изысканий кругобайкальской железной дороги выяснятся затруднительность и дороговизна как постройки, так и будущей эксплуатации этой рельсовой линии, по которой к тому же едва ли пойдут какие–либо грузы кружным путем в 290 верст, когда им будет открыта возможность перехода с средне–сибирской дороги на забайкальскую по дешевому и короткому водному пути. Конечно, для обеспечения быстрой и беспрепятственной переправы через Байкал в будущем, с развитием на сибирской железной дороге пассажирскаго и грузового движения, окажется необходимым произвести и дальнейшие заказы пароходов–паромов такого же или измененнаго типа, по ближайшим указаниям предпринимаемаго ныне опыта.
Выслушав приведенныя суждения, Государь Император в присутствии Комитета сибирской железной дороги и департамента государственной экономии государственнаго совета Высочайше повелеть соизволил:
Отпустить в 1896 году в распоряжение министра путей сообщения 1 135 000 р. на устройство переправы через озеро Байкал в дополнение к 365 000 р., израсходованных на этот предмет в 1895 году.
Источник: «Восточное обозрение» № 5, 12 января 1896 г.