История изобретения железной дороги
25 июня весь железнодорожный мир России справляет свой праздник, установленный в память Императора Николая I, в царствование котораго положено начало железнодорожному сообщению.
В 1833 году, то есть 8 лет спустя после того, как Георгию Стефенсону удалось после всевозможных препятствий и насмешек образованных английских лордов, прямо таки глумившихся над изобретением своего соотечественника, пустить по рельсам свой паровоз «Орел», двигавшийся со скоростью 10 верст в час, начата была и у нас постройка Царскосельской железной дороги, для соединения Петербурга с Павловском и Царским Селом. Вслед за тем, на средства частных капиталистов началось сооружение Варшавско–Венской дороги, но к концу не доведено, так как компания обанкротилась и от постройки отказалась. Далее приступлено было к сооружению дороги между Петербургом и Москвою. Дорога эта, постройка которой обошлась казне по 165 тыс. руб. за версту, самая дорогая в России; существует даже анекдот такого рода: когда в царствование Императора Николая I Петербург посетил Шах Персидский, и Государь, желая получше принять своего гостя, вместе с придворными обсуждал программу осмотра разных достопримечательностей столицы, и потом спросил своих приближенных, что бы еще показать восточному повелителю, то один из присутствовавших генералов сказал так: «Ваше Величество! Прикажите министру путей сообщения показать Шаху Персидскому отчет по постройке Николаевской железной дороги, и Шах, наверное, будет поражен»...
Говоря о начале железнодорожнаго сообщения в России, здесь не лишне будет сказать несколько слов, когда впервые зародилась идея перваго движения по рельсам. Применение рельсов началось еще в XV веке, когда в шахтах и рудниках начали укладывать деревянные рельсы для передвижения по ним тачек; далее, в 1730 г. французский ученый Савари высказал мысль о возможности применения пара для передвижения тяжестей по дорогам, но практически мысль Савари была осуществлена только 39 лет спустя французским инженером Куньо, который построил паровой вагон, двигавшийся с 4 пассажирами по мостовой со скоростью 31/2 километров в час; на этом пока дело и остановилось, но зародившаяся идея не умерла: над нею работали Ричард Тревитик и другие; таким образом, хотя и существует мнение, что Георг Стефенсон был первым изобретателем парового движения, но из приведенных исторических данных видно, что пальма первенства принадлежит французам — Савари и Куньо,— Стефенсону же удалось значительно усовершенствовать их изобретения.
Заслуживает внимания еще один факт: в то время, когда в Петербурге только приступлено было к сооружению Царскосельской железной дороги, на Урале, на Нижне–Тагильских горных заводах, принадлежащих Демидовым, сын и отец Черепановы в том же году уже построили «сухопутный пароход», который по уложенным на протяжении 400 саж. «чугунным колесопроводам», передвигал груз более 200 пудов и притом со скоростью 12–15 верст в час; следовательно, и в деле железнодорожнаго сообщения не обошлось без участия русскаго изобретателя, как равно в дальнейшем усовершенствовании паровозов «компаунд» не обошлось без профессора Щукина, который своими указаниями и советами оказал большую услугу этому делу.
Источник: «Восточное обозрение» № 140, 25 июня 1900 г.