Путешествие на байдарках по озеру Байкал вокруг острова Ольхон
Lake Baikal

Поход по Байкалу на байдарках.
Вокруг острова Ольхон.
2001 год

День 4. 24 июля, вторник. 10:40 — 20:40.
Залив Шунтэ — мыс Хара–Хушун, 31 км

Кораблик рано утром ушел, так и не причалив к берегу. Погода по–прежнему хмурая, но дождя нет и Байкал тихий. Скалы на этой стороне острова тоже красивые, но не настолько, как те, что остались позади. Начали появляться черные поплавки нерпичьих голов. Несколько нерп мы видели и на Малом Море, но здесь их явно больше. Мест для стоянки действительно нет, небольшие участки галечных пляжей, пригодные для выброса или причаливания, попадаются регулярно, примерно один на километр. Пляжи примыкают к скалам. На таком пляже можно и палатку поставить, но если случится шторм, может и смыть.

Грот Колодец
Грот Колодец
Грот Колодец

Не доходя несколько километров до залива Хага–Яман, мы нашли интересное образование в скалах. На западном берегу Байкала есть два необычных скалистых мыса — Арка I и Арка II. Обычно их сравнивают со слонами, пьющими воду,— каждый мыс напоминает слона с опущенным в воду хоботом, между «слоном» и «хоботом» можно проплыть на лодке. Обе Арки расположены неподалеку от бухты Песчаная. То, что нашли мы на Ольхоне, выглядит еще интереснее. Придерживаясь «слоновьей» терминологии,— это два слона, стоящие немножко под углом друг к другу, соприкасаясь головами так, что их хоботы, опущенные в воду, сливаются. Если оставить в покое бедных животных, то это скальное сооружение напоминает открытый сверху вертикальный каменный колодец, опускающийся в воду. Внизу, на уровне воды, колодец пронизывает сквозной ход. Все это внушительных размеров — через горизонтальный ход без проблем прошла моя «тройка». Из внутренней части Колодца (раз мы первооткрыватели этого чуда, то имеем право дать название, которое сочтем нужным), задрав голову, можно увидеть небо. Творение Природы, достойное присвоения статуса геологического памятника. Колодец можно обнаружить только проходя в непосредственной близости от него, он лишь немного выдается из скалистого берега и не расположен на мысе.

Скалы на Ольхоне
Скалы на острове Ольхон
Скалы на острове Ольхон

В залив Хага–Яман выходит падь Узуры. Это единственное место на этом берегу Ольхона, где есть жилье, хорошая по местным меркам дорога, люди и, вероятно, есть связь — здесь расположена научная станция Иркутского института солнечно–земной физики. Залив встретил неприветливо — из пади дул очень сильный ветер, барашки бодро бежали от самого берега. Нам пришлось насколько возможно быстро пересечь открытое место и проходить Хага–Яман прижимаясь к скалам.

За заливом приятный дневной штиль кончился и дальше мы шли против ветра. Ветер очень холодный, настолько холодный, что мерзнут руки и уши. Вода за бортом тоже не кипит. Меня это очень удивляет — в прошлые годы в июле в Байкале можно было купаться. Позднее, в беседах с местным населением обозначилась возможная причина — сильные и продолжительные морозы предыдущей зимой.

Нерп становится все больше, в любой момент в какой–нибудь сотне метров можно обнаружить одну–две черные головы. Сами близко не подплывают, а при попытке приблизиться — ныряют.

От залива Хага–Яман начинается многокилометровый скальник до мыса Шунтэ–Правый, это одно из немногих мест, где на протяжении 5–6 километров совсем нет мест для причаливания или выброски. Кроме того, возможно, что падь Узуры опасна — здесь может дуть очень сильный ветер со стороны Малого Моря, и ветровой режим по обе стороны от пади может существенно различаться. Падь Узуры — второе после залива Шунтэ место на юго–восточном берегу острова, пригодное для стоянки, если не считать галечных пляжей, на которых придется трудновато в сильный шторм. Третье подходящее для стоянки место находится на мысе Шунтэ–Правый.

Понемногу, преодолевая ветер и волны, мы достигли мыса Ижимей. Прямо из мыса вздымается самая высокая горная вершина Ольхона — гора Жима, она возвышается почти на 820 метров на уровнем озера. С сожалением проходим мимо, упуская возможность увидеть Байкал с вершины священной Жимы. Времени на подъем у нас нет, а я слышал, что забраться на Жиму не так–то просто.

За Ижимеем на берегах начинают попадаться понижения, пригодные для стоянки, однако когда мы начали подыскивать место для ночевки, они куда–то исчезли и нам пришлось остановиться на камнях мыса Хара–Хушун. На этом мысе есть большая, красивая и удобная для стоянки поляна, но к ней нужно подниматься по крутой тропе, поэтому, проигнорировав очевидный дискомфорт, мы остановились прямо на галечном пляже. Наши палатки к такой стоянке приспособлены плохо.

К вечеру установился полный штиль, и полоска ряби, неожиданно появившаяся в нескольких сотнях метров от берега, была заметна очень хорошо. Через минуту она достигла берега одновременно с резким порывом ветра. И началось!.. Не то чтобы ветер был очень сильный, но бегать вокруг палаток, заваливая колышки камнями, нам пришлось очень быстро. На случай возможного усиления ветра положили байдарки днищем вниз и навалили в них камней. Предосторожность не лишняя, учитывая что пустая «трехместка» взлетает уже при средней силы порывах горной и совершенно спокойно может пролететь по воздуху метров двадцать. Куда она приземлится и что с ней при этом произойдет… Перспектива продолжить путь пешком не вдохновляла.

День 5. 25 июля, среда. 10:05 — 18:10.
Мыс Хара–Хушун — безымянная бухта строго на юг от озера Ханхой, 32 км

Ночь выдалась беспокойная, на камнях спать было жестко и время от времени приходилось выбираться наружу, чтобы закрепить очередной, не выдержавший порывов ветра колышек палатки.

Утром продолжал дуть попутный ветер, но он стал шквалистым и иногда наваливался откуда–то сбоку. У берега волнение было не очень сильное, что позволило нам относительно успешно отчалить, лишь слегка зачерпнув холодной воды. Около часа удалось идти под парусом, потом напротив мысов стало дуть навстречу и пришлось перейти на мускульную тягу.

По плану мы сегодня должны пересечь Ольхонские Ворота, однако еще накануне стало понятно, что это может произойти в лучшем случае завтра и то если повезет с погодой. А погода становится неустойчивой, в атмосфере происходят какие–то изменения и нам остается гадать — в лучшую сторону или в худшую. Небо разделилось на три части — впереди заманчиво голубое, над нами нечто неопределенно белое, через которое временами даже проглядывает солнце и сразу становится очень жарко, позади — угрюмые черные тучи. Когда солнце прячется в белое нечто, начинают мерзнуть руки.

Мы идем по двухкилометровой карте, которая неплохо соответствовала реальности на всем пройденном пути, но за мысом Ухан начинаем замечать несоответствия. Никаких многокилометровых скальных берегов, изображенных на карте, здесь нет, совсем наоборот, все больше становится мест, где можно остановиться для ночлега.

К вечеру ветер немного стих, зато появилась зыбь — волна около полуметра и, конечно же, навстречу. Особых неприятностей она не доставляла, но скорость движения резко упала. На ночевку остановились на большом красивом лугу, поросшем высокой ярко–зеленой травой и цветами. Даже жалко было ставить палатки на такую красоту. Луг расположен выше воды метров на пять, но наверх удалось поднять все вещи и даже байдарки. Старого кострища не нашли, поэтому костер развели внизу на камнях.

День 6. 26 июля, четверг. 10:25 — 21:30.
Безымянная бухта — 3 км перед мысом Улан–Нур, 42 км

Ну, наконец–то! С утра чистейшее синее небо, солнце, штиль — получили мечту всю разом. Еще ночью, когда над нами обнаружилось совершенно невероятное звездное небо с сияющим Млечным Путем от горизонта до горизонта, появилась надежда, что погода меняется все же к лучшему. Сразу после отплытия оказалось, что накануне мы очень удачно выбрали место для стоянки — на протяжении следующих пяти–шести километров не наблюдалось мест, пригодных даже для выброса.

Солнце печет так, что приходится принимать радикальные меры, чтобы не обгореть, в таких случаях не помогает даже наличие хорошего загара, приходится одеваться. Очень жарко, даже не верится, что вчера замерзали.

Нерп сегодня как никогда много. Благодаря штилю, черные мячики их голов очень хорошо видны. Еще издали мы заметили какую–то суету вблизи берега, когда подошли ближе, оказалось, что нерпы устроили себе пляж — выбрались на возвышающиеся над водой крупные камни и греются на солнышке, особо смелые выползли прямо на берег. С учетом голов, торчащих из воды, нерп было не меньше пятидесяти.

Когда до нерпичьего пляжа осталось метров пятьдесят, его обитатели начали понемногу удирать. Спрыгивая с камней, они громко плескались, чем привлекли внимание нашего верного сторожа, по своему обыкновению дремавшего в багажнике. До этого нерпы не вызывали у него совершенно никаких эмоций, он их просто не замечал. Но сейчас собачьи эмоции проявились в полную силу, Друг принялся повизгивать, поскуливать и даже совершать движения, означающие, что он готов немедленно покинуть нас и присоединиться к коллективу загорающих. Каждая нерпа, ушедшая с камня под воду, вызывала вопль сострадания, означающий, по–видимому, соболезнования родственникам утопшего. Попытки убедить Друга, что это скорее рыбы, чем собаки, ни к чему не привели. Бурные проявления родственных чувств иссякли, только когда возмутители спокойствия скрылись за мысом.

Берег, в полном соответствии с картой, довольно резко изменился — лес исчез, на крутых склонах остались только одиночные деревья и небольшие группы лиственниц. Мы предусмотрительно подобрали на берегу несколько сухих палок для костра и везем их с собой. Обедать собрались уже на материке, а уж там дров точно нет, поскольку нет деревьев, а за плавником, который выбрасывает Байкал, охотятся полчища отдыхающих.

В 14:10 мы достигаем Ольхонских Ворот, отсюда они видны во всей красе. Вдоль Ворот дует очень слабый ветерок, а над Сарминским ущельем висят облачка. Чуть меньше часа потребовалось, чтобы с остановками для фотографирования достичь материка. Возникло ощущение, что мы чего–то лишились…

Конечно лишились — тишины и одиночества. Пройдя вдоль скал мыса Крест, во второй бухточке с трудом нашли место для обеда и запланированного купания, все удобные места заняты, везде машины, палатки, люди. Мы совершенно одичали, и нам эта суета уже непривычна. Но задуманное все же совершили и, пользуясь затянувшимся штилем, срезая угол, нахально двинули прямо на мыс Орсо, находящийся от нас в 12–13 км. Мы планировали заночевать в уже известном нам месте немного не доходя мыса Улан–Нур и чувствовали, что время поджимает.

Примерно на середине пути до мыса Орсо подул ветерок, попутный, к общему удивлению. Он понемногу усиливался и, когда достиг нужной силы, мы поставили паруса. Ветер тут же стих. В надежде обмануть хитрые воздушные потоки, начали грести, не убирая парусов. Наши конструкции это позволяют, и парус гребле совершенно не мешает. Обман удался, и мы пошли под парусами, лишь изредка переходя на весла.

Мыс Орсо вечером меня не впечатлил, возможно сказался недостаток освещения, а днем мыс  очень красивый. Зато красивые скалы мы обнаружили, пройдя еще пару километров за мыс Орсо. Что–то вроде мраморного утеса Саган–Заба в миниатюре. Над светлыми скалами множество стрижей и множество дырочек в камнях, где птицы, видимо, устраивают гнезда.

Наше место оказалось не занято, не было даже следов пребывания здесь людей. Поздно вечером по спокойной байкальской воде к нам протянулась звездная дорожка от низко висящего над горизонтом красноватого Марса...

Поход вокруг Ольхона закончился и было немножко грустно. Местами увиденное походило на сказку, и даже не очень удачная погода не смогла испортить впечатление. Ольхон — просто собрание удивительных красот.

Мы уложились в отведенное время, хотя и потеряли три ходовых дня из–за волнения на море, и благополучно прибыли в Иркутск 5 августа. На поход вокруг Ольхона нужно отводить примерно месяц, идти не спеша, останавливаясь во всех красивых местах и, вообще, везде, где хочется остановиться. Потому что все нужно посмотреть, на каждую гору забраться, в каждую пещеру и грот заглянуть. И потом, когда городская суета станет невыносимой, просто закрыв глаза, вы окажетесь на сказочных скалах, увидите безграничные байкальские просторы и захлебнетесь сладким морским воздухом...

Другие походы:

Ссылки по теме:

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.