Байдарка «Нева–3»
Достоинства, недостатки, модернизация байдарки «Нева–3» перед путешествием вокруг Байкала
Путешествие вокруг Байкала мы совершили на двух байдарках — двухместной «Ладоге» и трехместной «Неве». «Неву» готовил к походу я и за 66 дней путешествия прочувствовал ее сильные и слабые стороны.
Байдарки «Нева–3» и «Ладога–2» выпускаются Санкт–Петербургской фирмой «Тритон». «Нева» была куплена через Интернет–магазин, поэтому возможность самостоятельного выбора экземпляра без дефектов отсутствовала. И дефект обнаружился при первой же сборке — фартук оказался сантиметра на три уже и примерно на столько же короче, чем нужно. Дефект оказался досадным, но не более того.
Длина | 5.62 м |
---|---|
Ширина | 0.89 м |
Высота | 0.38 м |
Грузоподъемность | 320 кг |
Масса | 27 кг |
Количество мест | 3 |
Модернизация байдарки «Нева–3»
Возможности основательно испытать байдарку перед большим походом у меня не было, поэтому модернизации подверглись только те узлы, которые, на мой взгляд, просто не выдерживали критики, а именно: перо руля, рулевая трапеция, крепления спинок и сиденья. Сразу скажу, что все усовершенствования были удачными, и ни один из узлов не подвел.
Штатное перо руля — излишне толстое и короткое — было заменено более тонким, длинным и широким. Перо большой площади значительно улучшает маневренность, совершенно необходимо для хождения под парусом и даже пустой байдарке обеспечивает хорошую управляемость при боковых ветрах.
Рулевая трапеция показалась мне приспособлением просто несерьезным, поэтому она была заменена кондовыми, но проверенными педалями от «Тайменя». Тоже не самый лучший выход из положения, но, повторяю, на изобретательство просто не было времени.
Во время испытаний «Ладоги» оказалось, что металлические полукольца фальшбортов, к которым крепятся спинки, очень быстро разгибаются и выпадают из фальшбортов. У «Невы» крепление спинок такое же и можно было ожидать похожих неприятностей. Поэтому металлические полукольца были заменены кольцами диаметром 5–6 см, сшитыми из стропы. Такое кольцо надевается на фальшборт и крепится длинным винтом М4 (с широкими, изогнутыми по форме фальшборта шайбами), пропущенным насквозь через стропу и штатные отверстия в фальшборте.
На аскетических сиденьях, которыми комплектуется «Нева», сидеть могут только йоги, и то после специальной тренировки. Три слоя пенки, приклеенные к сиденьям, существенно облегчили нашу жизнь на воде.
Чтобы сделать жизнь во время путешествия совсем беззаботной, на «Неву» был установлен парус площадью 2.8 м2 на свободностоящей мачте. Опыт предыдущих походов по Байкалу показал, что под парусом удается идти примерно пятую часть пути. В этот раз погода была аномальная, и под парусом из 1950 км удалось пройти километров 40–50.
Недостатки байдарки «Нева–3»
Верхняя часть бортов байдарки (дека) слишком узкая. Из–за этого при попытке идти без фартука много воды с весел оказывается внутри байдарки.
Коромысло руля находится ниже корпуса и при значительном повороте руля упирается в корпус.
Посадочные отверстия в фартуке неоправданно маленькие. Вероятно, это было бы хорошо для спортивной лодки, но для туристической, в условиях, когда нередко требуется быстро сесть или быстро выйти, достать гермоупаковку с фотоаппаратом и т.п.,— это создает значительные неудобства.
Способ крепления кормового шпангоута «Невы–3» — откровенная конструкторская недоработка. На этот шпангоут постоянно действует ничем не скомпенсированная сила, которая выдавливает его вперед вдоль оси байдарки. За время похода кормовой шпангоут пришлось несколько раз ставить на место.
Пластмассовые детали, которые широко используются в конструкции «Невы–3», настораживают сразу. Из–за их наличия возникает ощущение ненадежности всей конструкции байдарки. Но, как ни странно, за время похода было только две поломки пластмассовых деталей, и обе они оказались не критическими. Первым лопнул крюк кильсона, вероятно, еще при первой сборке. И под конец путешествия оторвался паз тройника кильсона под кормовым шпангоутом.
Достоинства байдарки «Нева–3»
Главное достоинство байдарки — это износоустойчивость оболочки. Материал просто замечательный. Вторую половину пути, когда байдарка стала существенно легче, чем в начале, почти при каждом причаливании я вытаскивал ее на берег волоком по песку и камням. И частенько стаскивал в воду таким же способом, загружая на берегу. Был случай, когда пришлось «выезжать» на берег прямо по камням на скорости по откатывающейся от берега штормовой волне. Ни одного повреждения, задира или пробоины на обеих лодках до самого конца путешествия.
Остойчивость (в груженом состоянии) и жесткость «Невы–3» так же находятся на очень хорошем уровне.
Скоростные характеристики лодок, в известной степени, оправдали наши надежды. «В известной» потому, что от «Ладоги» ожидалось большего. Кроме того, и «Нева», и «Ладога» по скорости заметно уступали двухместной RZ–85, которая шла с нами от Иркутска до дельты Селенги. Как раз в этом году RZ–85 стукнуло 40 лет.
От «Невы» осталось впечатление, что у нее отсутствует тот порог скорости, который хорошо чувствуется на «Таймене» с прорезиненной оболочкой, когда скорость, если и увеличивается, то несопоставимо по сравнению с прилагаемыми усилиями.
В целом, «Нева–3» кругобайкальский поход выдержала очень достойно. Особенно если учесть, что байдарка до похода практически не испытывалась. «Нева–3» — хороший вариант лодки на двоих для протяженных походов по гладкой воде.