Обход вокруг озера Байкал на парусно–гребных ялах летом 1940 года
Потрепанный альбом с пострадавшими от времени черно–белыми фотографиями, список участников, написанный от руки, и очень лаконичные комментарии к каждому снимку. Еще устный рассказ сына одного из участников экспедиции — главное свидетельство того, что это было на самом деле,— вот и все, что осталось об этой истории, случившейся без малого семь десятков лет назад.
Впервые я услышал об этой экспедиции во время нашего байдарочного похода вокруг Байкала летом 2006 года. Сергей шел с нами от Иркутска до дельты Селенги и во время одного из привалов рассказал, что его отец когда–то тоже участвовал в путешествии вокруг великого озера.
Летом 1940 года 14 молодых ребят сделали попытку обойти по периметру озеро Байкал на двух парусно–гребных ялах. Я не могу назвать участников этой экспедиции туристами, отдыхающими или даже спортсменами, я вообще затрудняюсь дать им какое–то определение. Из альбомных записей можно сделать вывод, что сами они считали себя «участниками проплыва». Термин немного странный, но не более странный, чем наличие в составе участников политрука. Просто, времена были такие.
Другие были люди, другой был Байкал. Еще свободно Ангара несла чистую байкальскую воду к океану, еще не отравлял БЦБК Байкал, еще не были построены БАМ и город Северобайкальск. По берегам озера бродили дикие звери и прирученные олени... Участникам экспедиции предстояло совершить интереснейшее путешествие.
Перед участниками проплыва стояла не только чисто спортивная задача — обойти Байкал, но и политическая. Судя по фотографиям, в прибайкальских поселках они проводили беседы с пионерами, рыбаками, местным населением.
Почти все участники экспедиции — работники завода имени Сталина (позднее «Иркутский авиационный завод», в настоящее время «Научно–производственная корпорация «Иркут»). В альбоме приведен следующий список участников:
- Касьянов, командир проплыва. Работник ОСВОДа.
- Талтынов, политрук. Мастер цеха завода им. Сталина.
- Стропенко, старший шлюпки № 2. Внештатный инструктор военно–морского дела. Ученик школы № 11.
- Федоров, инженер.
- Столяров, конструктор.
- Калинин, конструктор.
- Большаков, технолог.
- Сафьянов, конструктор.
- Распопин, медработник.
- Никульшин, технолог.
- Котов, технолог.
- Лопатин, конструктор.
- Харитонов, конструктор.
- Дюдеков, конструктор.
14 июля 1940 года два парусно–гребных яла отправились из Иркутска, поднялись по Ангаре, вышли в Байкал и направились вдоль западного берега озера на север.
Примерно в районе мыса Верхние Хомуты внезапно поднявшийся горный ветер начал уносить лодки от берега. Выгрести против самого свирепого байкальского ветра не удавалось, «горняк» дул с такой силой, что вырывал весла из рук. Ничего не оставалось делать, как покориться силе, повернуть лодки по ветру и идти на противоположный берег Байкала.
Под утро, преодолев по штормовому Байкалу более 40 километров, оба яла приблизились к восточному берегу южнее дельты Селенги. К этому времени шторм достиг такой силы, что при подходе к берегу одна из лодок перевернулась. Обошлось без жертв, но все вещи, находящиеся в яле, достались Байкалу.
Один из местных жителей показал место, куда волны обычно выбрасывают все, что попадает в море во время шторма. И там действительно нашлись почти все потери, за исключением сущей мелочи — топора и бескозырки.
Оказавшись на противоположном берегу Байкала, было решено продолжить движение на север, но уже по восточному берегу. Таким образом, не пройденными остались 200–300 км южной оконечности Байкала.
К сожалению, подробности дальнейшего пути неизвестны. Из альбомных записей следует, что через 45 дней после старта, преодолев 1640 километров, экспедиция благополучно финишировала в Иркутске 27 августа. И хотя на фотографиях ялы почти всегда идут под парусам, большую часть пути — 1263 км — участники экспедиции прошли на веслах, потратив на это 303 часа. Под парусами за 62 ходовых часа было пройдено 377 километров.
1640 километров на шлюпках, из них 377 под парусами и 1263 километра на веслах — таков итог кругобайкальского проплыва, в котором участвовало 14 юношей завода имени Сталина.
Стартовав 14 июля, они за 45 дней обогнули озеро Байкал, проведя среди населения большую разъяснительную работу.
27–го августа на городской станции Освода состоялся финиш проплыва. Встречали участников представители партийных, комсомольских, профсоюзных организаций и трудящиеся города.
Под аплодисменты собравшихся командир проплыва товарищ Касьянов рапортует:
— Участники проплыва, несмотря на крайне тяжелые условия, все здоровы, бодры и готовы к выполнению любого задания.
Отважных моряков приветствовали представители от обкома ВКП(б), горкома ВЛКСМ, от заводской общественности и Освода.
Вечером на заводе имени Сталина состоялась встреча участников проплыва с общественностью завода. В дружеской беседе политрук проплыва тов. Талтынов рассказал о проделанной работе. За время проплыва было проведено 65 бесед и докладов, на которых присутствовало 1600 человек прибрежного населения. Беседы проводились на международные темы, о Дне Военно-Морского Флота, Дне авиации. Проведено 7 вечеров самодеятельности, создано 6 низовых осводовских организаций, вовлечено в члены Освода 325 человек.
В заключение участники проплыва взяли на себя обязательство помочь заводским организациям в оборонной работе.
— Из газеты 1940 г.
Возвращаясь в наше время, символично, что Сергей прошел вдоль именно той части побережья Байкала, которую не довелось пройти его отцу в далеком сороковом году, и тоже в составе кругобайкальской экспедиции.
Другие походы:
- Поход 2006 года. Вокруг Байкала
- Поход 2005 года. Северобайкальск — Чивыркуйский залив
- Поход 2004 года. Северобайкальск — залив Мухор
- Поход 2001 года. Вокруг острова Ольхон
- Поход 2000 года. По Кругобайкальской железной дороге
- Поход 1999 года. Иркутск — залив Мухор — Иркутск
- Поход 1998 года. Озеро Ханхой (остров Ольхон) — Иркутск
- Поход Хезер и Брандона Нельсон вокруг Байкала, 2003 г.
- Обход вокруг озера Байкал на парусно–гребных ялах, 1940 г.