Двадцатипятилетие детскаго сада в Иркутске*)
Стремление женщины к широкому просвещению, к самостоятельности и независимому труду не поражает в настоящее время никого. Стремление это становится с каждым днем обычнее, редко кто не считает его вполне законным, редко кто не относится к нему с уважением и почтением. Не то было полвека тому назад: на девушку, которая по окончании какого–нибудь учебнаго заведения не видела в выходе замуж единственнаго своего назначения, в то время смотрели косо, недоброжелательно и во всяком случае не с уважением. Для того чтобы наперекор всем традициям и вековым привычкам избрать иной путь и стремиться по нему к достижению намеченной цели, нужно было обладать недюжинными энергией и умом, а также глубокой верой в правоту своего дела.
В 1849 году, в Иркутске, в институте окончила курс дочь статскаго советника Мария Гавриловна Тюменцева. Каждому известно, что такое представляли институты для благородных девиц того времени в смысле тех знаний, какия они давали своим воспитанницам. Немножко географии, немножко истории, немножко арифметики, немецкий и французский языки, рисование, вышиванье, музыка и танцы,— вот все, что выносила институтка, оканчивавшая курс в этих заведениях. Этих знаний (?) вполне было достаточно для того, чтобы после 2–3 выездов на балы найти жениха и преблагополучно выйти замуж. Больших требований тогдашнее интеллигентное общество не предъявляло к женщине, больших требований не предъявляла тогдашняя женщина к знанию.
*) Извлечение из очерка, прочитаннаго на скромном юбилейном торжестве детскаго сада.
Не то представляет из себя Мария Гавриловна. По окончании курса, она не удовлетворилась вынесенным из института и горячо принялась за самообразование, за дальнейшее саморазвитие; она много и усиленно стала читать, чтобы заполнить те пробелы образования, которыя чувствовались и сознавались ею на каждом шагу. Вместо того чтобы пойти по проторенной дорожке тогдашней типичной институтки, она, вопреки желанию семьи, решилась пойти по пути самостоятельнаго, независимаго труда, избрав для себя единственно доступную в то время женщине деятельность — педагогическую. Сначала она делается классной дамой в том же институте, потом занимает место учительницы в женском училище (теперь гимназия), живет некоторое время на Урале гувернанткой в семье и все это время продолжает учиться. Наблюдение над тогдашними воспитанием и образованием все более и более убеждают ее в нецелесообразности и ненормальности практикуемых систем в этой области. Обширное знакомство с педагогической литературой своего времени приводит ее к заключению, что единственной наиболее целесообразной системой воспитания можно считать методу Фребеля и лучшим типом воспитательно–образовательнаго заведения — его детский сад. Не имевшее еще очень широкаго распространения в Германии, едва лишь начавшее возникать в Европейской России, это учреждение совсем не было знакомо Сибири и осуществление мысли Марии Гавриловны Тюменцевой, задумавшей у себя на родине открыть детский сад, не могло встретить особеннаго сочувствия.
При менее энергичном и менее любовном отношении к делу, учреждение детскаго сада в Иркутске, вероятно, до сих пор оставалось бы лишь в области благих намерений и желаний. Благодаря неутомимой настойчивости М.Г., в 1868 году было собрано пожертвований от разных лиц 1650 р., и главный инспектор училищ В. Сибири, г. Маак, сочувственно отнесшийся к мысли учреждения в Иркутске детскаго сада, вошел с докладом к генерал–губернатору Восточной Сибири Карсакову, испрашивая утверждение проекта об открытии этого заведения «в виде опыта». 20 ноября того же года было разрешено открытие, причем помещением для заведения было избрано старое здание главнаго управления. Начальницей сада была утверждена Мария Гавриловна Тюменцева; в отношении главнаго надзора учебное заведение подчинялось инспектору; для забот о материальной стороне его должны были быть попечительница и попечитель, какими явились супруга главнаго инспектора С.А. Маак и почетный гражданин А.А. Белоголовый. 4–го марта 1869 г. состоялось открытие детскаго сада, а 5–го марта начались в нем занятия. Ко времени открытия в сад поступило 20 человек детей обоего пола, а к июню их было уже 39. К концу учебнаго года ясно выразились требования местнаго общества, предъявляемые к детскому саду, как воспитательно–учебному заведению. На него смотрели главным образом, как на начальную школу, и поэтому пришлось уступить практическому складу жизни, пришлось придать заведению именно тот характер, какой от него ожидался. К двум имевшимся ранее в саду отделениям или группам нужно было прибавить третью, в возрасте от 7 до 9 лет, в которой главным образом обращено было внимание на чтение и разсказ прочитаннаго, письмо под диктовку, счет и т.п.
Как мы уже сказали, средствами на содержание детскаго сада были частныя пожертвования, которыя к концу 1870 года совершенно истощились. Создавшая, так сказать, детский сад Мария Гавриловна вновь обратилась к разным лицам и, благодаря их пожертвованиям, деятельность воспитательно–учебнаго заведения не прекратилась. В 1873 году, по просьбе той же Марии Гавриловны, город стал ежегодно отпускать на содержание детскаго сада 1500 р., а в 1874 г., благодаря покровительству генерал–губернатора Синельникова и его супруги, сад приобрел крупнаго жертвователя И.И. Базанова, на деньги котораго был куплен и приспособлен для целей сада дом с двумя флигелями.
Перебиваясь из года в год жертвованиями частных лиц, сад закончил первое десятилетие своего существования. Но в 1879 г., во время страшных пожаров, все имущество детскаго сада было уничтожено; из всего осталось лишь несколько книг, да стенной атлас. Принимая во внимание, что благодаря пожару, уничтожившему детский сад, была разорена и половина жителей Иркутска, можно только удивляться энергии Марии Гавриловны, не опустившей безсильно руки, а вновь принявшейся за хлопоты к восстановлению погибшаго дела. Учрежденный при детском саде попечительный совет помогал деятельно г–же Тюменцевой и вот, благодаря соединенным усилиям, на один год под помещение сада была отведена комната в здании института для благородных девиц. По окончании этого срока нанят был частный дом и в тоже время употреблены были все усилия к постройке новаго дома. По просьбе почетнаго попечителя П.А. Сиверса, архитектор барон Розен представил попечительному совету план и смету, по одобрении которых приступлено было к постройке. К осени 1882 г. детский сад открыл свои двери в собственном доме, в котором он помещается и до настоящаго времени. В том же 1882 году к 4 группам детей, на которыя были разделены воспитанники, пришлось прибавить еще пятую, таким образом, что 2 старших группы образовали в сущности начальную школу, по окончании которой мальчики могли поступать в приготовительный класс мужской, а девочки в 1–й класс женской гимназии.
В таком положении детский сад дошел до 1891 года, когда та, которая для возникновения его и поддержки, в продолжение 22 лет, вкладывала все свои силы, окончила свое земное существование.
За время управления садом Мария Гавриловна приготовила прекрасных воспитательниц и учительниц, одна из которых, М.А. Белозерова, и стала ея преемницей.
Положение сада в отношении материальнаго обезпечения остается по–прежнему неопределенным, неустойчивым, шатким. 1500 р., отпускаемых городом, конечно, недостаточно для поддержания этого полезнаго и необходимаго учреждения, так что в настоящее время в думу подана просьба об увеличении отпускаемых средств.
Будем надеяться, что город, признав заслуги этого воспитательно–учебнаго заведения, не откажет ему в своей помощи, а также и частныя лица, которым дорого распространение просвещения, с своей стороны, поспособствуют тому, чтобы существование детскаго сада стало на более прочном, чем до сих пор, основании.
Источник: «Восточное обозрение» № 46, 17 апреля 1894 г.