Один из первых проекто трамвая в городе Иркутске (проект Кривцова)
Lake Baikal

Проект трамвая в Иркутске

Читателям «Восточного Обозрения» уже известно, что поверенный г. Кривцова представил в городскую управу проект устройства в Иркутске сети городских железных дорог. В настоящее время как самый проект, так и заявление, при котором он представлен в управу, напечатаны в думских «Известиях» (№№ 13–14). Предполагается провести две линии, по улицам: 1) от Набережной по Дегтевской до Амурской, затем от Амурской до Большой и по Большой ул. через мост до артиллерийскаго склада на Якутской ул.; и 2) от угла Семинарской по Ивановской, пересекая Большую ул., по Пестеревской, затем, пересекая Арсенальскую, мимо хлебнаго базара до Преображенской и по Преображенской до кадетскаго корпуса*). Кроме того, по устройстве железнодорожнаго вокзала, предпринимателю должна быть разрешена прокладка рельсов через мост для соединения вокзала с городскою сетью. Приводим главные основания проекта.

Концессия на устройство дороги дается на 49 лет, после чего дорога, со всеми строениями и подвижным составом, передается городу безвозмездно. Город имеет право выкупить дорогу и ранее, по истечении 25 лет со дня заключения контракта, но лишь в течение одного года. Земли под устройство парков отводятся городом, а частныя земли приобретаются на имя города за счет предпринимателя. Дороги могут быть устроены в один или два пути; конное движение может быть заменено механическим. К устройству дороги должно быть приступлено в течение трех лет со дня заключения контракта. Исправное устройство и эксплуатация, и срочные платежи в доход города дороги обеспечиваются залогом, кроме того, через 20 лет по подписании договора, вносится особый залог, по 500 р. ежегодно, в обезпечение исправной сдачи дороги. За устройство и пользование дорогой, в первыя десять лет со дня открытия движения предприниматель ничего городу не платит, а по истечении этого времени уплачивает ежегодно: в первыя десять лет по 1000 р., в последующия десять по 1500 р. и в остальное время по 2000 р. За проезд назначается плата по 5 к. на конец; пассажиры, едущие к вокзалу или обратно, платят по 8 к.; воспитанники среднеучебных заведений, по удостоверению их начальства, по 3 к. Полицейские чины, по делам службы, пользуются безплатным переездом стоя и не более, как по два на вагон.

Проект г. Кривцова, как видят читатели, гораздо рациональнее того, который кем–то был представлен в думу несколько лет назад. Тотчас видно, что за дело берется человек, знакомый с ним и серьезно обсудивший все его условия. Направление линий выбрано очень удачно (мы только предпочли бы Дегтевской ул. Мыльниковскую, как ведущую ближе к понтонному мосту и притом удлиняющую линию железнаго пути). Тем не менее и этот проект вызывает несколько более или менее серьезных замечаний, частию редакционнаго свойства, а частию и по существу.

В проекте, прежде всего, не поименованы те линии, по которым должны проходить дороги. В §1 сказано только, что дороги должны быть устроены «на улицах и площадях, указанных в заявлении, поданном сего числа». Такое выражение очень неопределенно и не может быть допущено в договорном акте: направление линий должно быть в нем с точностью означено.

*) Ранее направление линий было означено не совсем точно.

В §4 между прочим сказано, что если бы город пожелал устроить дорожныя линии по тем улицам, где предприниматель не обязался их строить, то городское управление обязано предложить устройство их предпринимателю, и только в таком случае может передать устройство их по своему усмотрению, если в течение 6 месяцев не последует соглашения между предпринимателем и городскою управой. Такое ограничение права городского управления в распоряжении по устройству дорог, не входящих в концессию, не может быть допущено.

Залоги в обезпечение устройства дорог, по §63, предприниматель обязан представить в течение двух лет со дня заключения устройства договора. Вероятно, это основано на том, что к самому устройству предполагается приступить только в течение трех лет. Но залоги во всяком случае должны быть представлены при самом заключении договора, так как, в противном случае, город не будет иметь никакого обезпечения. Размер залога в проекте не определен и, вероятно, будет зависеть от соглашения с городским управлением.

Определен срок, в течение котораго должно быть приступлено к устройству дороги (39), но не сказано, когда должно быть открыто движение.

Ширина одного пути между наружными рельсами, по §12, должна быть не более 5 футов, а ширина двух путей, если они будут проложены рядом, не более 15 футов. Нам кажется, что при узкости иркутских улиц, по которым пройдут дороги, едва ли можно будет устраивать на них дороги в два пути, так как за исключением более 2 сажен, необходимых для конки, на улицах останется слишком мало места на свободное движение экипажей и пешеходов. Удобство иметь два железные пути заменилось бы неудобствами в других отношениях.

По §17, город обязан отвести предпринимателю места для свалки грязи и проч., «не далее 250 саж. от линии». Исполнение этого условия будет очень затруднительно, потому что едва ли найдутся свободныя городския места на таком близком разстоянии от дорожных линий. Такия места могут быть отведены на известном разстоянии только за чертой городских построек.

По §19, число мест в вагонах должно быть определено с таким разсчетом, чтобы на каждаго пассажира приходилось «в летнее время» по 101/2 вершков.

§21 обязывает городскую управу освидетельствовать произведенныя постройки и дать свое согласие на открытие движения по устроенной дороге или отказ в нем в течение семи дней со времени получения заявления об устройстве дороги. Нам кажется, что освидетельствование предполагаемой к открытию дороги и подвижнаго состава ея должно быть произведено с особенным вниманием, что затем вопрос о разрешении движения или отказе в нем может быть разрешен не иначе, как в коллегиальном присутствии городской управы, и, что, поэтому, назначение такого короткаго срока, как семидневный, может повлечь за собой слишком формальное и поверхностное отношение к делу со стороны городской управы. Необходимо, поэтому, назначить двухнедельный срок.

По §23, движение вагонов должно производиться не менее 12 часов в сутки, а по §24, оно должно производиться днем и ночью, т.е. безпрерывно. Здесь замечается противоречие, которое необходимо устранить.

Ко времени открытия движения городская дума, по §28 проекта, обязана издать обязательныя для жителей постановления об отношениях их к железной дороге. В числе таких постановлений находится и «воспрещение жителям, на всей сети городской железной дороги, сбрасывать на полосу, занимаемую рельсовым путем, всяких предметов, как то: сору, снега, песку и т.п.» Едва ли есть надобность в таком постановлении специально для железной дороги, когда существует общее постановление о запрещении выбрасывать сор на улицу. В этом же § говорится о постановлении, чтобы экипажи «сворачивали с рельсоваго пути при приближении вагона». Из этого должно заключить, что вообще движение экипажей по рельсовому пути будет допущено. Устройство железных путей должно совершаться без всякаго стеснения, или, по крайней мере, с возможно меньшим стеснением передвижения другими способами; поэтому допущение посторонняго движения по линии железной дороги заслуживает полнаго сочувствия. Но вот вопрос: достаточно ли будет требуемаго проектом обязательнаго постановления думы для того, чтобы предупредить столкновение вагонов с экипажами, едущими по рельсовому пути, особенно с тяжелыми возами, всегда идущими шагом и не могущими идти иначе? Не потребуются ли, поэтому, устройство каких–нибудь предупредительных средств и от самаго предпринимателя?

Выше мы говорили, что плата с учащихся в средних учебных заведениях устанавливается по 3 к. Для нас остается непонятным, почему такая же льгота не предоставлена учащимся в низших учебных заведениях и народных школах, т.е. огромному большинству учащихся. Здесь эта льгота еще более необходима, чем для учащихся в средних заведениях, потому что здесь большая часть учащихся не в состоянии платить и по три копейки за каждый раз.

По §31, в случае производства по линии железных дорог каких–либо городских работ, вроде устройства водопроводов, канализации и т.п., предприниматель обязывается, где нужно, разбирать и собирать свой путь с тем, чтобы управа, или лицо, которому будут поручены работы, уплатили ему расходы «в размере, определяемом городскою управой по имеющимся у нея расценкам». Эта часть условия требовала бы более точнаго определения.

Право выкупа городом дороги по истечении 20 лет обусловлено годичным сроком. Нам кажется, что тут никакого срока не нужно; город должен иметь право выкупить дорогу во всякое время по истечении 20–летняго срока. Другое дело — предупредить предпринимателя о решении города выкупить дорогу; для этого, пожалуй, может быть назначен и годичный срок.

В проекте нет никаких постановлений о штрафах, которым должен подвергаться предприниматель в случае неисполнения договорныx условий, о размере, порядке наложения и порядке взыскания этих штрафов. Это и понятно, потому что проект был составлен одной стороной и, значит, главным образом, имелись в виду ея интересы; но тем большее внимание должно обратить городское управление на эту сторону дела.

В заключение находим нужным обратить внимание на одно обстоятельство и для этого выписать целиком 14 § проекта. Здесь говорится: «рельсовые пути должны быть уложены в одном уровне с мостовыми улиц и не представлять затруднений как для экипажей, так и для свободнаго стока поверхностных вод». Правило вполне основательное, но едва ли в исполнении его предприниматель не встретит серьезных затруднений. Эти затруднения, впрочем, относятся не к одному только 14 §, но и вообще к устройству у нас железных дорог. Дело в том, что зимою, вследствие снегов, уровень наших улиц возвышается на поларшина и более, поэтому не только железнодорожному управлению будет предстоять большой труд при очистке дороги от снега,— что, разумеется, имелось в виду при составлении проекта,— но и самая дорога будет представлять довольно глубокую ложбину. Поперечное движение через улицу и сворот экипажей с линии дороги при приближении вагонов будут весьма неудобны и тогда даже сопряжены с опасностью, так как экипажи при этом легко могут опрокинуться. Кроме того, при весеннем таянии снега, дорога, находясь в ложбине, не только не будет препятствием для стока воды, но сама обратится в водосточную канаву, так что даже рельсы могут исчезать под водою и грязью, отчего и самое движение будет затрудняться. Необходимо иметь в виду эти обстоятельства и заранее определить какия–нибудь меры к предотвращению их.

Источник: «Восточное обозрение» №№ 99, 100, август 1896 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.