К вопросу о катастрофе на озере Байкал 14 октября 1901 г.
Lake Baikal

К вопросу о байкальской катастрофе

Г. Зедгенизов, по поводу помещенной нами статьи г. М. Окунева (см. № 258 «Ирк. Губ. Вед.») прислал нам письмо, выдержки из котораго представляют общий интерес и потому мы считаем себя обязанными, с разрешения автора, поделиться ими с нашими читателями.

«Нет сомнения, что командиры пароходов на Байкале и на р. Лене, специально подготовленные, могли бы принести существенную пользу для упорядочения дела пароходства; вопрос об этом упорядочении на Лене был затронут в 1893 г. горным инженером г. Грауманом в записке, поданной им в министерство земледелия и государственных имуществ, где г. Грауман указывал, между прочим, и на необходимость обстановки фарватера Лены береговыми и плавучими знаками.

Учреждение в Иркутске приготовительно–экзаменационной комиссии, для выпуска хотя бы речных командиров судов, имело бы серьезное значение.

На р. Лене имеет право на звание речного командира рек Амурскаго бассейна только один г. К. и, тем не менее, ему и пришлось потерпеть аварию вследствие того, что его пароход обмерз среди реки, хотя в данном случае г. К. исполнял приказание «итти, во что бы то ни стало», несмотря на предупреждение, что итти опасно.

Трудно судить, пока не выяснится судебною властью, какой из трех байкальских пароходов «Иаков», «Феодосий» или «Александр Невский» сильнее и, следовательно, с большим успехом мог бы исполнить задачу перевозки груза с рабочими, но нельзя не заметить, что «Феодосий» при палубной, на самом носу, рубке вышиною в одну сажень и длиною в шесть, при встрече с сильным ураганом, как было во время памятнаго несчастья, если бы не накренился, подобно «Иакову», то легло бы перевернулся носом по ветру и, следовательно, был бы должев работать задним ходом и ни каким образом не мог бы буксировать судна или баржи.

Рейс, так печально окончившийся, был самым отчаянным и самым опасным из верхне–ангарских на Байкале. Но что заслуживает особаго внимания,— им нарушались все традиции, существующия около трех четвертей века, местной рыбопромышленности. Обыкновенно рыбный промысел оканчивается 20 сентября, в текущем году его закончили лишь в первых числах октября.

Такое нарушение обычая, прежде всего, не может пагубно не отозваться на здоровье рабочих, которые полунагими принуждены бродить по реке, покрывающейся тонким слоем льда и, конечно, не осталось без влияния на ход рыбы, идущей в устье реки метать икру».

На последнюю сторону нынешняго печальнаго рейса надлежало бы обратить особое внимание и точно установить порядок и время улова рыбы, обязав рыбопромышленников, по примеру золотопромышленнаго района, на свой счет доставлять рабочих в жилое место к определенному сроку.

Источник: «Иркутские губернские ведомости» № 269, 12 декабря 1901 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.