Описание Байкала
Начало и последствия судоходства по Байкалу. Ветры. Неудобства плавания. Бедствия плавателей. Предложения к пользе судоходства на Байкале и о введении там стимботов или пароходов
Хотя Русские начали плавание через Байкал еще в половине XVII столетия; но оно производимо было тогда на небольших только лодках, а настоящее судоходство открылось там не прежде, как в конце уже оного столетия или в начале XVIII. В 1684 году в первый раз переправился чрез Байкал на легком гребном судне, называемом карбаз12), определенный в город Нерчинск Воеводою Стольник Иван Власов. Судно сие построено было Иркутскими козаками; гребцами же на нем находились тамошние служивые люди. В 1738 году построен на Байкале бот13), который служил до 1761 года.
Но как от времени до времени распространялось народонаселение за Байкалом и 1743 года декабря 31 дня, по Указу Правительствующего Сената, учреждена в Кяхте торговая слобода, то и переезды чрез Байкал умножились и построено было там несколько больших одномачтных плоскодонных судов, называемых дощениками14), также павозки15) и набойницы16). Почты же, должностные люди, провиант, мягкая рухлядь и прочие казенные тяжести перевозимы были на двух казенных судах17).
12) Карбаз имеет длины от 4 до 4.5 сажен, ширины 3 и 4 аршина, глубины же от 4 до 5 четвертей. Карбазы употребляются ныне не столько на Байкале, сколько на Ангаре. Они грузу поднимают от 80 до 100 пудов.
13) Бот — небольшое судно, употребляемое обыкновенно при мореходных судах, к вытаскиванию якорей и для съезда на берег.
14) Дощеники суть употребительнейшие на Байкале суда. Они бывают длиною от 10 до 12 и 13 сажен, шириною 12 и 13, глубиною 5 и 6 аршин; с грузом идут в воде на 8–10, а без груза на 4–5 четвертей. Поднимают же от пяти до шести тысяч пудов. Скорость хода их бывает при хорошем попутном ветре, пробегающем 20 футов в секунду, около 12 верст в час. На дощениках употребляется один большой парус и каждый имеет по четыре запасных кошки (якоря) и по три или четыре троса, толщиною в 3 до 6 дюймов. Рабочих же людей бывает от 10 до 14. Суда сии строятся из соснового леса, топорною работою, почти без железа. Постройка и оснастка их стоит около 1000 рублей.
15) Павозки или морские кярбазы, плоскодонные и одномачтные суда, длиною от 4 до 8 сажен, шириною от 5 до 7 аршин; поднимают грузу от 500 до 1500 пудов.
16) Набойница есть большая глубокая лодка, вмещающая грузу от 500 до 600 пудов.
17) Первое судно — торму–шоухт с деком и люками, длиною 50, шириною 12 футов. На нем оснастка ботовая: 1 парус с шпринтом и для растяжки с фокелем, 2 парус фок, и 3 топсель; посредством их при противных ветрах можно лавировать и отходить от опасных мест. Второе судно — елбот длиною 24, шириною 7 футов, вышина ахтор или штевенги 4.5, глубина 3 фута.
Судоходство продолжается там: на казенных судах с мая до половины октября, а на купеческих с товарами, наиболее в ноябрь и декабрь. Оно производится без компаса, по направлению к берегам, которые со всех точек Байкала видны.
Умереннейшие ветры на Байкале случаются в июне и июле, а самые непостоянные и опасные для плавателей в осенних месяцах. Ветры известны там под особенными именами: северный ветер называется — сивер, восточный — всток, юго–восточный — шелоник, южный — полуденник, юго–западный — глубник, западный — култук, северо–западный — горный.
Последний самый сильный и опасный ветер. Сверх сего, ветер бывает или обетонный или битезный: первый есть попутный по направлению судна, а другой, дующий наискось.
Поверхность Байкала, даже и в тихую погоду, не бывает покойна, но беспрерывно колеблется. Таковое колебание называется колышнем или зыбью, которое обыкновенно предшествует ветру, через час или менее начинающемуся с той стороны, откуда зыбь имеет направление. Замечено, что во время бури на Байкале, валы имеют высоты около сажени, а длины до 20 сажен.
Опытность и частые бедствия, претерпеваемые плавающими чрез Байкал, научили их как предузнанию не благоприятной погоды, так и приличным средствам, какие при наступлении оной должно принимать. — Когда не приметно над северным берегом Байкала облаков, тогда смело можно чрез него пускаться; в противном же случае достигают не далее половины, где захватывает страшный шторм, от коего судно подвергается опасности и продолжают путь уже не иначе как реями. Судно, прибитое к берегу, может иногда укрываться между скалами; но сии убежища не всегда надежны: огромные ледяные пирамиды, настывающие на отмелях и между скалами, особенно в ноябрь и декабрь, делают берега Байкала тогда совсем неприступными. В сие время, плавание на нем, также и по причине темных ночей и густых туманов, бывает самое опаснейшее.
Исчисление всех случившихся на Байкале с плавателями несчастий, почти невозможно, и было бы здесь неуместно. Не излишним однако же считаю сообщить, сколько для любопытства, столько же и для пользы самого судоходства, некоторые подробности о плавании одного казенного судна, отправленного из города Верхнеудинска 18 июля 1798 года, за препровождением унтер–офицера Симанова с кормщиком и 10 рабочими. Судно сие имело длины 11 сажен 2.25 аршина; груз его составлял свинец, следующий из Нерчинских в Колыванские заводы, весом 2976 пуда. 31 июля оно достигло Байкала и сильным ветром отнесено было с настоящего своего пути. 1 августа хотя и отправилось в дальнейший путь, но близ песчаных мысов остановлено было 6езветрием. 2 числа у Голоустного зимовья судно сие встречено было опять противным ветром и из опасения сильной погоды удержано в отстое. 3 числа наступил попутный ветер, и плаватели, вынув из воды причалы и кошки, спешили оным воспользоваться; но в то же время ветер усилился, и судно залито было водою. 4 числа вода отлита и судно переведено на стреж, где во ожидании попутного ветра ночевали. 5 числа только успели пуститься в путь, как ниже Кадильного зимовья, опять встретила горная погода, которою не только судно унесено было на средину Байкала, но отшибло и прицепленную к нему лодку. 6 числа направили путь к северо–западному берегу Байкала. Там в 3 верстах от Песчаных мысов застила горная же погода, унесшая судно к Посольскому монастырю, на так называемую Бабью каргу. Здесь стояло оно четыре дня и бывшие на оном люди, по недостатку другой пищи, принуждены были довольствоваться остававшеюся квасною гущею. Напоследок, когда уже не стало и сей убогой пищи, то 11 августа решились, сплотя судовые весла, отправить на них трех товарищей в Посольской монастырь, для испрошения, в столь крайнем положении, помощи. Посланные возвратились на отшибенной 5 числа от судна лодке, найденной ими в 10 верстах от монастыря. Они привезли хлеба пуд до трех и несколько рыб. Отсюда по наступлении попутного ветра отправились опять к Лиственичному мысу, но за 3 версты от оного встречены были столь крепким ветром, что оным сломлен сопец и судно унесено в Култук к речке Мишихе. Здесь плаватели провели семь дней в бедственнейшем положении, питаясь единственно только кореньями растущего на берегу шиповника, от чего пришли все в крайнее изнеможение и некоторые подверглись болезням. Предвидя неминуемую для себя погибель, они собрали последние свои силы и, подняв парус, не более как на сажень, пустились к Киргинскому зимовью. По прибытии туда, судно их, разбитое волнами и во многих частях расконопатившееся, затопило водою, так что не было возможности оное отлить и они должны были его притащить к берегу, где на 26 число августа, усилившеюся горною погодою, совсем было оно разбито. Все сие плавание гораздо с большею точностью означено на приложенной здесь карте Байкала.
Для успешного и безопасного судоходства по Байкалу построены там в 1765 году два морских судна и поставлен близ Посольской гавани, или так называемой Прорвы, маяк. Сия гавань весьма удобна и благонадежна для отстоя судов, особенно в темные ночи, и когда Селенга в устье замерзнет. Она находится на южной стороне Байкала, имеет в длину 8, а в ширину 4 версты, соединяется с Байкалом узким проливом, а отделяется от него каменистою кошкою или сухою возвышенною мелью. Название Прорвы получила сия гавань, кажется от того, что действительно может быть образовалась от воды, прорвавшейся из Байкала чрез отделяющую ее мель; имя же Посольской гавани дано ей от убиенного здесь в 1681 году Бурятами сына–боярского Заболоцкого, посланного из Тобольска в Монголию.
По важности и необходимости судоходства на Байкале, Правительство не престает песчись о лучшем оного устройстве. Для достижения сего в 1776 и 1797 годах построены были на Байкале два галиота и в 1805 году один елбот. Все морские суда с 1765 года состоят под управлением Штурмана. Сверх того в 1806 предложено было, но не приведено в исполнение:
- чтобы все на Байкале суда вместо обыкновенного пути от Лиственичного зимовья к Посольской гавани, простирающегося на 95 и до устьев Селенгинских на 120 верст, ходили от речек большой и малой Бугульдеихи, прямо к Селенге, где расстояния чрез Байкал менее 30 верст;
- чтобы вместо дощеников и павозок, на коих можно плавать только попутными ветрами, строили яхты и боты, по образцу Петербургских, на которых бы можно было лавировать и пользоваться боковыми ветрами;
- на обоих берегах Байкала, у пристаней, построить маяки, снабдив их, сообразно морским узаконениям, для сигналов в туманное или ночное время, колоколами и фонарями;
- сделать верную морскую карту Байкала, с означением опасных мест, как на нем, так и на берегах.
Желательно также, чтобы для плавания чрез Байкал, обращено было внимание на стимботы или пароходы, движущиеся силою водяных паров, которые еще с начала сего столетия заведены в разных странах Европы и с 1815 года существуют в Петербурге, для сообщения с Кронштатом. Польза сего важного изобретения повсюду многозначаща и очевидна. Пароход не останавливают ни противные ветры и течение воды, ни безветрие, ни самая даже буря. При благоприятных обстоятельствах переходит он в час более десяти, а при противных не менее пяти верст. Без сомнения и сей предмет, наряду с другими предприятиями, для блага Сибири и для пользы и славы нашего Отечества, предоставлен попечению нынешнего главного начальника Сибирского края.
- Г. Спасский. Описание Байкала. Часть 1.
- Г. Спасский. Описание Байкала. Часть 2.
- Г. Спасский. Описание Байкала. Часть 3.
- Г. Спасский. Описание Байкала. Часть 4.
Источник: Сибирский вестник, Ч. XII, Санкт–Петербург, 1821 г.