Очерк работ по изследованиям физических свойств Байкала зимою 1898–99 гг.
Явления в образовавшемся ледяном покрове озера
Зимой при вполне установившемся пути и затянувшихся разносах кроме того немалым осложнением в пути являются еще трещины, а главное нажимы или напоры льда. Трещины в малом виде образуются при усиливающемся морозе на каждом шагу на чистом (без снежнаго покрова) льду. Из–под ноги то и дело слышится легкий треск и видны тут и сям образующияся водонепроницаемыя трещины. Это чаще бывает к вечеру, и к вечеру же и холодными ночами образуются внезапно и совершенно самостоятельно большия длинныя трещины сквозь всю толщу льда, тянущияся иногда версты и в ширину имеющия от одного фута до сажени. В образовании этих трещин ничего особеннаго своеобразнаго не удавалось наблюдать. Чаще образуются оне при более сильных колебаниях температур, при некотором сотрясении льда, как выше было сказано. Чаще сначала делается небольшая трещина, которая затем расходится, иногда соединяется с другими; далее — при морозе вскоре трещины эти вновь промерзают и вновь в разных направлениях образуются новыя.
Вдоль берега в более или менее значительном отдалении от него пролегает щель, которая, как говорят, окружает все озеро и называется местными жителями становой щелью (см. выше). Эту последнюю щель изследователи Дыбовский и Годлевский в 1869–76 гг. считали результатом теснаго соединения между береговым льдом и промерзающим льдом береговой полосы. Этой щели обыкновенно по всему протяжению ея сопутствует вал из нагроможденнаго льда.
Какого–либо, однако, значительнаго препятствия на пути вышеозначенныя щели из себя не представляют. Обыкновенно хотя сколько–нибудь привычныя лошади с небольшаго разбега перебрасываются через такия щели и легко переносят в своем толчке кошеву. Если ширина трещины не позволяет такого скачка и еe слишком долго объехать, то из нескольких досок и веревки устраивают провизорный переносный мостик. Гораздо больше затруднений в пути представляет из себя торосоватый лед, т.е. такой, который видимо имел движение при своем замерзании и застыл не гладкой ровной поверхностью, а массами пересекающихся более или менее толстых ледяных пластинок. Подобныя поверхности совершенно препятствуют езде, пока через них не проложено дороги. Обыкновенно еще с конца января, (т.е. когда лед достигает толщины более фута, а солнце начинает уже заметно пригревать) начинаются особые нажимы льда, по–видимому зависящие от частичных сил его при расширении от тепла.
Источник: Материалы для изучения озера Байкал. С.–Петербург. Типография Морского Министерства в главном Адмиралтействе, 1900 г.