Добыча бармашей
Бармаши — главная пружина бармашеваго промысла, добываются лишь в немногих местах по берегу Байкала. Так как этого ракообразнаго требуется при промысле на каждаго человека по нескольку пудов, то внимание промышленника сосредоточено лишь на таких местах, где бармаши встречаются целыми массами. В самом Котокеле он хотя и есть, но его немного, здесь он мелок и держится лишь берегов.
Излюбленными местами лова служит Кудара и Баргузинския озера. На Кударе бармаш собирается из тех многочисленных озерков, которыми усеяна дельта р. Селенги. Все кударинцы и ближайшее к Кударе население берут его в этих озерках; промышленники же, живущие ближе к реке Баргузину, едут за бармашом сюда. Здесь в устье реки и недалеко вверх также есть удобныя озерки. Это озеро Аргантуй на перешейке полуострова Св. Нос, два озерка близ деревни Усть–Баргузин, оз. Серебрянка в 17 в. от г. Баргузина, озерко близ д. Кокуй в 5 в. от города и мн. др.
Выработаны и особые целесообразные приемы добычи бармаша.
Зимою, очевидно вследствие недостатка воздуха, бармаш держится массами под самым льдом, как бы цепляясь даже за него. Поэтому для собирания его, через прорубь под лед подводят особый длинный деревянный ящик и, вращая его там при помощи небольшого ворота, наполняют бармашом. Это так называемое «бармашенное корыто».
Корыто это представляет собой ящик в 1 м. 15 с. длиною, сколоченный на образец гроба. Одна из длинных стенок яшика ниже другой, для удобства скольжения по нижней поверхности льда. По верхнему краю другой длинной стенки прикреплен конский волос для счистки бармаша, при движении снаряда, внутрь ящика. В широкой части дна корыта сделано отверстие, переходящее в холщевый мешок, прикрепленный к днищу. Сюда скопляются все счищенныя корытом ракообразныя. Для приведения корыта в круговое движение, к узкой его части под прямым углом на шарнире прикрепляется брус длиною около 1 м. 30 с. Колено, на противоположном конце котораго насажена ручка.
Этот снаряд через прорубь подводят под лед, делают полный оборот ручкою, и все бармаши, сидевшие подо льдом вблизи проруби, оказываются в мешке. После этого колено снаряда удлиняется помощью прибавки к нему через шарнир новаго такого же колена, и опять делается полный оборот, счищающий уже бармашей, далеко сидящих от проруби. Затем приставляются новыя и новыя коленья, и таким образом счищается бармаш, сидящий даже на очень значительном разстоянии от проруби, например, на разстоянии до 3–4 саженей, так как иногда к корыту наставляют до 5 коленьев. Собрав бармаша вокруг одной проруби, промышленник бьет новыя, пока не соберет столько бармаша, сколько ему требуется.
д. Турка, д. Исток. Никифор Овчинников 2/III 1905 г. Тихон Федоров
Весною употребляются и другие приемы лова бармаша. Известно, что последний падок на всякую органическую пищу. В Байкале, например, замечено, что стоит только уснуть рыбе в сети, как ее уже начинает поедать «морской» бармаш*), и рыбаки часто в таких случаях вытаскивают рыбу в виде одной лишь кожицы, кишмя начиненной продолжающими еще рыться в ней бармашами.
*) Ракообразные виды gammaridae, которым так необыкновенно богат Байкал.
В виду этого весною, когда ходить по рыхлому льду с «бармашонным корытом» небезопасно, бармаш ловится на приманку. Например, спускают на ночь в воду на палке кудель, обсыпанную мукою. На утро, когда кудель вынут, вместе с ней будет вытащена и целая масса пожираюших муку ракообразных. Или берут «тарсук» (берестяная корзина), обмазывают его внутри тестом и также спускают в воду. На утро вынимается полный тарсук бармашей.
Турка. Тихон Федоров. 2/III 1905 г.
Источник: Труды Восточно–Сибирскаго Отдела Императорскаго Русскаго Географическаго общества. № 7. Записки А.М. Станиловскаго. Иркутск, 1912 г.