Зимняя ловля омуля сетями на озере Байкал
Lake Baikal

Сетьба подледная

На разстоянии 6 верст от берега, в Коткове, зимою ставятся подледныя омулевыя сети. То же делается в Горячих, в Максимихе и около устья в Макарове.

Я смотрел сети промышленника Самолетова в Коткове. У него их 4 конца, т.е. 200 саж. Поставлены сети в 2–х местах, по 2 конца в каждом. На каждый конец надо иметь две круглых и одну «долгую» дыру. В круглых дырах (прорубях) укрепляются веревки, привязанныя к краям сети, в «долгой» смотрят сеть, т.е. вынимают пойманную рыбу. Когда два конца ставятся вместе, число дыр сокращается; достаточно трех круглых дыр и двух «долгих».

Сети в Коткове поставлены почти под прямыми углами к берегу.

Котковския сети ставятся на глубине 120 саж. (ручных маховых).

Чтобы высмотреть сеть, ее надо подымать с этой глубины помощью «погонов», т.е. веревок, привязанных к ея краям. Это долгая и утомительная работа. «Тянут погоны» довольно долго через круглыя дыры. Когда сеть наконец приподнята под самый лед, ее вытаскивают наружу через долгую дыру и осматривают.

Омуль вытаскивается из сети живьем, но очень часто он оказывается наполовину изъеденным морскими бармашами.

Тогда из сети вытаскивается вместо ожидаемой какой–то рыбы комок, весь покрытый белыми копошащимися ракообразными. Бармаш этот — предмет особой досады промышленников. Зимою и так улов бывает незначительный, а тут еще этот прожорливый хищник*). Чем дольше не смотреть сеть, тем больше в ней его жертв. Иногда вместо рыбы вытаскиваются одне косточки, составляющия полный прекрасно отпрепарированный рыбный скелет. Надо заметить, что нападению бармаша подвергается рыба лишь только зимою, когда ставятся сети длинныя и на больших глубинах. Ни летом при высоких сетях, ни в харюзовых зимних сетях, опускаемых у самаго берега, бармаш рыбу не безпокоит. По–видимому, бармаш поедает омуля живьем. Сперва подвергаются его нападению глаза, потом уже остальное.

*) Обычно изъеденный омуль идет в пищу собакам. Лишь слегка тронутый, идет в пищу и у людей.

Кроме омуля, в зимния сети каждый раз попадается много разных организмов, не имеющих промышленнаго значения. Прежде всего масса голомянки. Беленькия ея тельца мелькают в сети то тут, то там. В одном конце сети я насчитал их больше 50 штук, гораздо больше самих омулей, которых оказалось всего лишь 10 штук. По размерам своим голомянка, казалось бы не могла вовсе и запутаться в сети, но, по–видимому, ее что–то сильно привлекает к сети, и она вытаскивается, случайно зацепившись за нее. Обыкновенно голомянка держится ртом за сетевую нитку и в таком положении вытаскивается на свет Божий. Иногда она оказывается захватившей в рот по 2–3 ячеи и крепко держащейся за них шереховатым краем своего рта. Как будто бы эта таинственная рыбка обсасывает сетевыя нитки, собирает с них какой–то питательный материал. Величина попадающейся голомянки колеблется между 20 и 10 сант., бывают и еще меньше.

Живые мелкие экземпляры необыкновенно изящны. Маленькая совершенно белая, кремоваго оттенка, рыбка — необыкновенно прозрачна, и вы прекрасно видите внутри ея 2 проходящие вдоль ея тела канала, как 2 шнурка, один интенсивно краснаго, другой — синяго цвета.

В числе прочих организмов, попадающих в сеть, очень часты крупные колючие бармаши (Polyacanthus sp.?), своими уколами иногда очень досаждающие рыбакам, ракушки, планарии, именуемыя «грибами», несколько видов широколобок, и «бычек» красиваго металлически–синяго с отливами цвета. Последнюю рыбку особенно клянут рыбаки: он «вредный», запутывает будто бы сети, как никакая другая рыба. Широколобка и бычек идут на корм собакам.

Пойманная рыба складывается на нарты. Высмотренная сеть или снова опускается в воду или весится на «сушила», козла.

Котково. 4/IV 1905 г.

Источник: Труды Восточно–Сибирскаго Отдела Императорскаго Русскаго Географическаго общества. № 7. Записки А.М. Станиловскаго. Иркутск, 1912 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.