Рыбная ловля вблизи истока реки Ангары
Lake Baikal

Ловля рыбы в истоках Ангары

Для населения многих деревень, расположенных по побережью Ангары, между ея истоками и Иркутском, рыбный промысел является важным источником заработка, который при отсутствии удобной для обработки земли, дает населению возможность вести сносное существование.

Несмотря на то, что ловля рыбы на Ангаре в этих местах обставлена ограничениями, т. к. право ловли здесь принадлежит Киренскому монастырю, сдающему рыболовли в аренду третьему лицу, местные рыбаки с этим мирились, снимая у арендатора ловли на некоторых участках. Для охраны интересов рыбаков, промышляющих ниже истоков Ангары и заинтересованных в свободном проходе рыбы из истоков реки в арендуемые ими участки, рыболовство в самих истоках воспрещено как арендатору, так и рыбакам, и хищники, уличенные в незаконной ловле, привлекались к судебной ответственности. Так было до 1916 г.

В этом году монастырь рыболовные участки сдал в аренду благовещенскому мещанину г. Шипунову. В силу заключеннаго с монастырем договора, новый арендатор обязался «промышлять рыбу на основании существующих узаконений и распоряжений начальства о рыбопромышленности и быть ответственным за нарушения этих правил». Кроме того, г. Шипунов обязался лично на лодке, при 4 гребцах охранять истоки Ангары, с целью недопущения производства хищнической ловли. Но, взявшись охранять исток от хищников, г. Шипунов сам оказался хуже хищника.

Хищник, крадучись и скрываясь, при самой успешной ловле, промышлял не более 50–70 штук рыбы за ночь. Шипунов же, на правах арендатора и охранителя, открыто каждую ночь, выезжает на исток, ставит морскую сеть, дающую ему каждый раз около 1000 штук хайрюзов. Понизовские рыбаки, жители с. Никольскаго и Тальцинскаго, оказались в отчаянном положении, так как на их долю оставалась только рыба, которой удавалось благополучно миновать громадную «трехстенку» Шипунова, а таковой было очень немного. Стали мужики–рыбаки думать, как тут быть. Пробовали уговорить арендатора, указав ему на незаконность его действий, но толку от этого никакого.

Теперь рыбаки послали жалобу г. иркутскому губернатору, в которой просят заставить г. Шипунова соблюдать заключенный им с киренским монастырем договор. Следовало бы обратить на это дело внимание, так как г. Шипунов не только нарушает интересы крестьян–рыбаков, но хищнической ловлей рыбы в истоке Ангара может оставить без рыбы весь Приангарский край. Рыба из Байкала г. Шипуновым не впускается в Ангару,— это и есть хищничество, которое до сих пор преследовалось.

Автор: С–в.

Источник: «Иркутская жизнь» № 276, 7 ноября 1916 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.