Байкальский вопрос
Причины уменьшения уловов омуля на Байкале
Одним из животрепещущих вопросов в деле местной рыбопромышленности является вопрос об уменьшении омулей в Байкале. Хотя мы не приверженцы мнения о необычайном и весьма быстром уменьшении запасов этой рыбы в озере, тем не менее признаем вполне, что улов омуля в реках байкальской системы постепенно уменьшается, а вместе с тем замечается и постепенное уменьшение веса улавливаемой рыбы; другими словами, несколько лет тому назад омуля добывалось больше и самый омуль был крупнее. Мы не намерены подкреплять приведенные факты цифрами, так как цель нашей заметки другая, да и против самаго факта едва ли что можно возразить.
Главной причиной уменьшения омуля выставляется обыкновенно беспорядочный и несвоевременный лов этой рыбы во время хода ея из Байкала в реки для икрометания. Отрицать эту причину, конечно, нельзя: несвоевременный, хищнический лов омуля должен, без сомнения, влиять на количество улова, но нужно также принять в разсчет и то обстоятельство, что нет ни одного животнаго из позвоночных, которое обладало бы такой силой производительности, как рыбы вообще.
Достаточно сравнительно небольшому количеству рыб проникнуть в реку и выметать икру, чтобы обеспечить свое потомство; омуль, хотя и не принадлежит к числу рыб, одаренных очень сильной производительностию, тем не менее каждая самка выметывает средним числом 10 000 икринок; полагая на естественную убыль икры и мальков хотя бы 3/4 всего количества, все же число рыб каждаго помета, достигших полнаго возраста, способнаго в свою очередь дать потомство, должно быть значительно; во всяком случае, достаточно для того, чтобы запас рыбы в озере не истощался до последней степени.
Кроме хищническаго лова, который мы считаем второстепенной причиной уменьшения омуля, есть еще другая, более существенная, на которую, однако, вовсе не обращали внимания позднейшие исследователи Байкала. Причину эту мы видим в общем обмелении и засорении устьев главных рек, в которыя омуль входит для икрометания. Так, перед устьями верхней Ангары образовались и год от году постепенно увеличиваются мели; устье реки Баргузина занесено песком до того, что рыба из озера вовсе в нее проникать не может, а между тем до 40–х годов на этой реке налавливали до 1000 бочек омулей, в начале 50–х годов лов упал до 300 бочек, а в последнее время совершенно прекратился. Мы остановились на Баргузине потому, что река эта представляет поразительный пример постепеннаго уменьшения лова омулей, до полнаго его прекращения; причина явления этого шла параллельно с постепенным обмелением устьев этой реки.
Таким образом, образование мелей и вообще засорение устьев рек не только может преграждать доступ рыб в реки, но и совершенно прекратить ея ход в них. Доказательным примером тому может служить 1869 год, памятный сильным наводнением; благодаря высокой воде, стоявшей во время хода омуля, лов его был необычайно обильный по всем рекам; хорошим подтверждением выдающейся роли мелководия в устьях рек может служить заметка И. Сельского*) о реке Селенге, о которой мы намеренно умолчали, с тем, чтобы привести подлинныя слова свидетеля старины, которыя имеют для настоящаго времени большое значение и несомненный интерес.
*)Вест. Имп. Русск. Геогр. Общ. 1853 г. книг. IV.
Коснувшись вопроса об уменьшении уловов рыбы, Сельский констатирует, что «убыло не количество рыбы в Байкале, но что постепенно уменьшились уловы ея, вследствие, главным образом, засорения речных устьев таких притоков озера, как верхняя Ангара, Баргузин и в особенности Селенга, составляющая природную преграду полному ходу рыбы из озера в речныя устья». Далее Сельский приводит следующия данныя: «местные старожилы разсказывают, что на их памяти, в последнее тридцатилетие, р. Селенга на пять верст вдалась в Байкал и в дельте своей образовала много островов, которые в настоящее время покрыты тальником и на которых крестьяне ставят сено. От ежегодных наносов ширина озера между устьем Селенги и противоположною рекою Бугульдейкою постепенно уменьшается, так что теперь это разстояние не более 28 верст и, судя по приведенным данным, можно заключить, что со временем Байкал пересечется перешейком; который отделит, так называемое большое море от малаго. Из песчаных наносов кругом, далеко в море, образовались большие соры, препятствующие ныне ходу рыбы в р. Селенге.
Рыбопромышленники очень хорошо видели, что с засорением главных устьев и лов рыбы уменьшался. Чтобы отвратить это естественное препятствие, рыболовныя артели сообща принимались за труд и с помощью местных крестьян очищали главныя русла устьев для хода рыбы. Работы эти артели обыкновенно производили весною и в начале лета, и тяжкие труды всегда вознаграждались успехом.
Последняя попытка на расчистку одного из устьев р. Селенги сделана была крестьянами Илгинской волости в 1831 году и потом несколько позднее. В первом случае осенью, когда пошла рыба, промышленники в одной тоне добыли осетров на 30 бочек и самый улов омуля был очень обилен. Во второй раз, спустя два или три года, в третьем устье Селенги, также несколько расчищенном, поймали в одной тоне более 600 осетров. После этого было несколько годов довольно удачных, а затем прежняя предприимчивость относительно расчистки русел осталась только в предании.
Нет никакого сомнения, что этот труд в настоящее время представил бы более затруднений, ибо соры селенгинской дельты год от году более прибывают, поэтому частныя лица были бы не в состоянии предпринимать дело свыше своих средств, остается надежда на помощь местнаго начальства и, рано или поздно, оно, без сомнения, обратит внимание на этот предмет».
Устанавливая, такими образом, новую точку зрения на причину уменьшения улова байкальский рыбы, мы с своей стороны желали бы обратить на это внимание всех интересующихся развитием местной промышленности. В данном случае мы встречаемся, очевидно, с причиной общей, влияющей неотразимо на обмеление устьев всех рек, впадающих в Байкал; можно думать, что тут имеет место общее поднятие дна Байкала. Прежде всего и, по возможности, не откладывая в дальний ящик, следует выяснить причину указаннаго явления, заняться осмотром устьев рек, определением свойства наносных заграждений, скорости их наростания, проверкой засечек на берегах Байкала, сделанных несколько лет тому г. Черским и т.п. По нашему мнению, задача эта может быть удовлетворительно решена местным отделом географическаго общества, в среде котораго найдутся лица и вполне компетентныя, и близко принимающия к сердцу интересы края.
Источник: «Восточное обозрение» № 19, 15 мая 1888 г.