Еще о байкальском вопросе
В прошлом № газеты в статье «Байкальский вопрос» автор ея причиною уменьшения улова омуля в таких реках как Баргузин, Селенга и т.п. выставляет засорение устьев этих рек, которое может не только преграждать доступ рыбы в реки, но даже и совершенно прекращать ход ея в них. Чтобы выяснить причину этого обмеления, совершающагося в устьях всех рек, впадающих в Байкал, автор рекомендует, не откладывая дела в дальний ящик, заняться осмотром устьев рек, определением свойства наносных заграждений, скорости их наростания, проверкой засечек на берегах Байкала, сделанных несколько лет назад г. Черским и т.д.*). Задачу эту автор рекомендует местному отделу географическаго общества.
Вполне сочувствуя автору, чтобы местный отдел не откладывал в дальний ящик изследования подобных жизненных вопросов для края, мы думаем все таки, что данный вопрос не так прост, каким он кажется при первом взгляде и для правильнаго решения его нужно выработать предварительно программу изследования, чтобы не тратить сил и средств напрасно, что может случиться при условиях противнаго свойства. Так сам автор, предполагая, что, вероятно, высота уровня воды в Байкале вследствие поднятия дна его могла значительно измениться не только за историческое время, но даже за последний десяток лет, рекомендует проверять засечки г. Черскаго на берегах озера.
*) Причиной этого явления, по мнению автора, может быть общее поднятие дна Байкала.
Мы думаем, что эта работа, выполненная даже по всему бассейну, имеет слишком мало цены и во всяком случае не будет стоить тех затрат, какия потребуются для нея.
В самом деле, высота уровня воды во всяком озере должна изменяться и притом в значительной степени, как в зависимости от времени года, так, вероятно, она колеблется периодически в течение целаго ряда лет в зависимости от обилия атмосферных осадков в одни годы и относительнаго уменьшения их в другие. Характер этих изменений и последовательность их совсем еще не изучена и до сих пор нет никаких данных судить о размере их. Засечки г. Черскаго по берегам Байкала были нанесены не только в разное время года, но даже и в продолжение нескольких лет, а потому оне несравнимы даже между собою. Какое же можно придавать значение тому, если мы констатируем, что уровень озера, положим, текущим летом, даже на 5 метров выше или ниже того, какой наблюдался г. Черским 10 лет назад? Мы думаем, что ровно никакого — этого нужно было ожидать a priori. Только постоянныя систематическия наблюдения над высотою уровня воды в Байкале и притом наблюдения, ведущияся одновременно в разных пунктах озера, могут дать безспорныя данныя для решения вопроса об изменении этой высоты.
Насколько мы знаем, вопрос об устройстве этих наблюдений поднят в местном отделе Э.В. Штеллингом и, можно надеяться, будет вырешен благоприятно, а потому наблюдения над засечками г. Черскаго мы считаем в настоящее время напрасной тратой времени и средств.
Переходя к вопросу о причине обмеления и засорения устьев рек, впадающих в Байкал, мы думаем, что искать ея далеко на Байкале напрасно, она очень проста и очевидна. Всякая река несет с водою массу механически взвешенных в ней твердых частиц песку, илу, который отлагается в тех частях русла, где происходят замедления скорости течения ея; естественно, что этот процесс отложений твердых частиц происходит в наибольшем масштабе при устье рек, в дельтах их. Несомненно, это самое явление совершается в настоящее время и на Байкале, и в устьях его притоков.
Дело специалистов–рыбоведов выяснить, насколько засорение русла и обмеление дельты реки мешает ходу омуля из озера в реку; но раз этот факт будет установлен, то борьба с природою здесь возможна и наука может указать пути и верныя средства для этой борьбы. Измерение быстроты течения рек, расход воды в них, определение количества твердых веществ, которыя приносятся и отлагаются ими в дельтах, подробная топографическая съемка самых дельт рек и т.д. Все это в связи с наблюдениями нескольких водомерных станций на Байкале даст весьма ценный и прочный материал, чтобы расчистить русла и дельты рек и устроить торную дорогу байкальскому омулю из озера в реки, а из рек в сети байкальских рыбопромышленников.
Источник: «Восточное обозрение» № 21, 29 мая 1888 г.