Ольхон. Хозяйство и быт бурят Еланцинскаго и Кутульскаго ведомств. Отношение к женщинам и детям. Многоженство. П. Е. Кулаков, 1898 г.
Lake Baikal
П. Е. Кулаков, 1898 г.

Ольхон. Хозяйство и быт бурят Еланцинскаго и Кутульскаго ведомств (бывшаго Ольхонскаго ведомства) Верхоленскаго округа Иркутской губернии

Отношение к женщинам. Многоженство. Отношение к детям

 

Отношение к женщине у современных ольхонских бурят, больше чем у других бурят, носит признаки неравноправия полов. Это доказывает, во–первых, большое развитие у ольхонских бурят многоженства. Всего, переписью 1895 г. зарегистрировано в 1134 хозяйствах кочевых инородцев Еланцинскаго и Кутульскаго ведомств 74 двоеженца и 3 троеженца, т. е. 6.8% всех домохозяев оказались с членами, имеющими по две и даже три жены. Зарегистрированы несколько случаев, когда в хозяйстве было по два двоеженца (отец и сын, хозяин и брат). Неравноправие полов и отношение к женщине как к более низкому существу доказывается, во–вторых, существованием некоторых обычаев, сохранившихся со старины. Мы уже видели выше, что женщины никогда не смеют приблизиться к священному месту около Хир–Хушуна. При появлении каких-либо эпидемических болезней, ольхонския женщины не смеют переходить из улуса в улус. Женщины не смеют ездить на «онгон морин», посвященных какому–нибудь богу конях (обычай посвящения коней богу, ежемесячнаго омовения, брызгания их тарасуном и окуривания богородской травой распространен до сих пор у ольхонских бурят). Женщины не допускаются на большинство тайлганов. Роль их в семье часто бывает более похожа на роль прислуги, чем хозяйки. Когда у женщины родится ребенок она долго не показывается никому на глаза, и в юрту, где находится она с новорожденным, не допускается никто из посторонних, в особенности женщин. Полгода после того, как родился ребенок, около юрт стоят сторожевые зек — березки с протянутыми на них нитками, ленточками или кусками невода, и при виде этих зек ни один бурят, ни одна бурятка не войдут в юрту10).

10) Надо, впрочем, оговориться, что обычай этот имеет свои основания больше в заботливом отношении бурят к детскому возрасту, чем в брезгливости по отношению к роженице. Зек имеет в виду оградить новорожденнаго от нечистаго посторонняго взгляда.

Первый возраст новорожденнаго буряты охраняют со всякой заботливостью, для того чтобы сохранить ребенка здоровым. Правда, эта заботливость не проявляется в соблюдении каких либо гигиенических правил, а ограничивается лишь строгим соблюдением различных шаманских обрядностей. Если были случаи в семье, что дети не выживали, тогда буряты прибегают к особенным мерам: мы уже видели выше, какое значение имеют раздаваемые шаманами хахюган. Если дети родятся часто и выростают здоровыми, буряты считают это большим счастьем. Во время попоек у них часто повторяется приветствие: мендэ, олон хубутей ужен хурэтей боя байгыш (вырости много детей, наживи широкие утуги). При попойках же, остаток тарасуна — хабай (конец) считается паем младенцев и его обязательно должны отведать все находящиеся в юрте и, если это делается там, где находится младенец, то остатками тарасуна смазывают этому младенцу лоб. Выпивающий пай ребенка произносит приветствие: эхе больже хайа туржа байгыш (большим будь, хорошим рости). Буряты дорожат в своих детях прежде всего работников и поэтому приучают их к работе с самых ранних лет. Бурятский мальчик 11–12 лет отправляется на рыбный промысел, для более легких работ, а 15–16 он уже часто полноправный пайщик рыболовной артели.

Источник: Записки Императорскаго Русскаго географическаго общества по отделению статистики, Т. VIII, выпуск I, стр. 1-43.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.