Ольхон. Шаманизм и бурятские шаманы Еланцинского и Кутульского ведомств. П. Е. Кулаков, 1898 г.
Lake Baikal
П. Е. Кулаков, 1898 г.

Ольхон. Хозяйство и быт бурят Еланцинскаго и Кутульскаго ведомств (бывшаго Ольхонскаго ведомства) Верхоленскаго округа Иркутской губернии

Шаманизм и шаманы

Шаманизм пустил глубокие корни в населении двух изучаемых нами ведомств. Хотя, судя по показаниям бурят, между ними уже нет адигонов — старинных больших шаманов, но мелких шаманов очень много4). Мы здесь укажем на некоторыя особенности шаманства у населения Кутульскаго и Еланцинскаго ведомств.

4) Только в одном 2 Абызаевском роде на острове Ольхоне нами записано 5 шаманов: 3 в Нюргунском улусе, 1 в Хужирском и 1 в Хонхоевском.

Ольхонские шаманы, как и другие в Иркутской губернии, прежде чем получить право шаманить проходят известную школу (шаманских учеников, как и шаманов, в бывшем Ольхонском ведомстве можно узнать но косичкам на голове5) и затем подвергаются публичному посвящению в сан. При первом посвящении (нэгин шанартай) собирается 3–5 шаманов и масса народу. Колют скот, пьют вино, будущему шаману омывают водою лицо, дают ему пить воду, окуривают его богородской травой. Затем привозят березки, привязывают к ним веревки с шелковыми ленточками и заячьи шкурки. Посвящаемый шаман лезет на березку и произносит оттуда шаманския молитвы и заклинания.

Это делается в несколько приемов и весь акт посвящения тянется иногда не менее 12 часов. Когда шаман слезет с дерева, он сам начинает брызгать вино, затем молится о своем благополучии, о том, чтобы быть полезным людям, чтобы больные, приходящие к нему за помощью, выздоравливали, чтобы предсказания его сбывались и т. д. Затем, собравшийся народ делит мясо убитаго жертвеннаго животнаго по паям, поедает его и запивает тарасуном. Иногда бывает и второе посвящение (хаер шанартай; самый обряд посвящения называется шанар), которое дает шаману больше почета.

Шаманы по большей части наследственные и приучаются к исполнению своих обязанностей с малых лет, но могут быть и ненаследственные: тогда они должны выучиться всему от шаманов. На Ольхоне есть еще шаманы из бывших найгуршинов (о них см. ниже). Эти и посвящения не имели, но получили право делать малые кэрик (жертвоприношение овцы) и ставить столы6).

5) К концу косички привязывается медное кольцо, к которому прикрепляется после каждаго моления новый шелковый лоскуток.

6) Этот обряд заключается в следующем. Хозяин, пригласивший шамана, покрывает стол бумажным платком, ставить 3 бутылки с тарасуном или водкой. Одна из бутылок называется абагай (в честь дядьки), другая заяне в честь заяна и третья убугудей (в честь покойных прадедов). На стол ставят еще кусок сахару, кладут одну серебряную и три медных монеты, несколько листов табаку, чашку краснаго (без молока) чая, куренгу, саламат, стеариновую свечу, пшеничный и крупчаточный калач и 3 подсвечника из теста, налитых салом и зажигаемых во время молебствия. Сначала «брызгают» вино, остатки котораго потом выливают. Съестное съедается, табак, часть котораго бросается в огонь, выкуривается, медныя деньги раздаются присутствующим, серебряныя деньги и платок идет в пользу шамана, который кроме этого за «поставку стола» получает от хозяина 30 к. — 1 рубль.

Шаман обязательно присутствует при общественных молениях, называемых будл, когда молятся об общественных и о частных нуждах.

Шаманы занимаются лечением, при чем лечить они могут только бурят: вера не позволяет пользовать русских. Шаманы могут лечить от всех болезней, за исключением проказы: лопатки по которым они гадают, не дают никаких указаний, когда за помощью обращаются прокаленные. Шаманы присутствуют при постановке зухале — деревьев, на которых вывешиваются шкурки жертвенных животных, при залмар гасали (исправляющее брызгание), устраивают моления о дожде и об успешной добыче рыбы.

Принадлежности местнаго шамана немногочисленны: посох из простого дерева и музыкальный инструмент в роде мандолины — хур. Посох ежемесячно освящается самим шаманом и ежегодно — при народе. Тогда колят банана, брызгают вино и тарасун. Делают это летом, в июле и такое освящение посоха называют арюлха, т. е. очищение. Очищение это делается ввиду того, что шаман может побывать в таком месте, где ему не следует быть по его сану, или когда к посоху случайно прикоснется женщина.

На посохе, украшенном шелковыми ленточками, имеется 15 колокольчиков, 1 большой и 14 малых. Колокольчики эти покупаются шаманами в лавках, освящаются ими и затем раздаются тем родителям, у которых часто умирают дети. Колокольчики эти называются хахюган. Если шаман даст хахюган и ребенок выростает здоровым, ему дается в награду лошадь или какой–нибудь другой ценный подарок.

Шаманы за все свои моления и священнодействия получают плату деньгами и натурой: от 30 коп. до 3 руб.

Из 8 зарегистрованных переписью шаманов самый маленький годовой заработок шамана показан — 30 рублей, самый большой 100 руб., средний заработок 45 руб. Надо думать, что эти цифры, показанныя самими шаманами, ниже действительных.

Шаманству особенно привержено население острова Ольхона и с этим островом связывается религиозное представление не только у местных бурят, но и у отдаленных, в Балаганском и Иркутском округах. В ведомстве есть много скал, пещер, лесов и проч., пользующихся священным почитанием инородцев.

Источник: Записки Императорскаго Русскаго географическаго общества по отделению статистики, Т. VIII, выпуск I, стр. 1-43.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.