Источник: государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2007 году».
Если то, что написано в этой статье соответствует действительности, а сомневаться в этом оснований нет, то экологическая катастрофа угрожает не сомнительной полезности предприятию со странным названием «особая экономическая зона», а всему Байкалу. Между тем, случившееся убийственно–наглядно демонстрирует наше отношение к Байкалу. Мы хотим «капитализации» Байкала. Каждый на доступном ему уровне. Браконьер поставит сеть, турист срубит дерево, намалюет свое имя на скале. Господа, сидящие повыше — придумают «особую зону». Исключительно с целью снизить нагрузку от дикого туризма — трогательная забота о Байкале налицо. Но тут возникает вопрос. Если эти господа, облеченные, не будем забывать, властью, так пекутся о Байкале, то почему для решения проблемы, о которой стало известно как минимум год назад, применялся только один метод, а именно, пустопорожняя болтовня? И речь о принятии срочных мер зашла только тогда, когда под угрозой оказался весь проект организации особой зоны, потому что Котокель находится едва ли не в центре этой зоны, хотя и не входит в нее, и прорвавшаяся из озера зараза грозит отравить все вокруг, нанеся непоправимый урон имиджу «Байкальской гавани». Кто–то еще верит в то, что особые зоны создаются для спасения Байкала от дикого туризма?
«Гаффская болезнь» добралась до особой экономической зоны «Байкальская гавань»
На побережье Байкала из устья реки Турка вынесло пораженную «гаффской болезнью» озерную рыбу из озера Котокель, где произошла экологическая катастрофа. Свидетелями этой картины стали члены общественной экологической организации «Турка».
Рыба расклевана чайками. Найдена также тушка птицы, обглоданная зверем. Кроме того, по словам экологов из «Турки», жители села сообщили о дохлых бычках–подкаменниках. Это уже байкальская рыба, значит, процесс перекинулся на побережье озера–моря. Такого в истории Байкала еще не было. А ведь это прямо в сердце особой экономической зоны «Байкальская гавань». Напомним, что рыба озера, рек Коточик, Исток, Турка поражена «гаффской болезнью», которая смертельно опасна и для всех тех млекопитающих, в чей рацион входит рыба. В водоеме оз. Котокель погибла вся фауна и флора, процесс перекинулся на реки. Из озера Котокель река Турка выносит свои воды в Байкал.
Гаффская болезнь — алиментарно–токсическая пароксизмальная миоглобинурия. Поражает человека, домашних животных, рыб. В тяжелой форме вызывает необратимые разрушения мышечной ткани жизненно важных органов.
Источником заболевания млекопитающих и человека является рыба. Все вспышки гаффской болезни на всех водоемах начинались в годы подъема уровня воды, обычно после предшествующего периода маловодья, либо после зарегулирования стока. Появлению болезни предшествует ухудшение гидробиологических условий в водоемах.
Источник возникновения токсичности рыбы до сих пор неизвестен. Установлено, что наиболее токсичными у рыбы являются жир и внутренние органы. Ни термическая обработка, ни длительное хранение рыбы в замороженном состоянии токсин не уничтожают.
Смертность достигает 4%. Эффективного лечения гаффской болезни не существует.
Байкальский бычок — важное звено
Байкальский бычок или широколобки — эндемики Байкала, нигде больше они не встречаются.
Всего в Байкале насчитывают 24 вида широколобок, относящихся к восьми родам.
Байкальские широколобки заселили все озеро, от самых мелководий до максимальных глубин, около 1600 м. Живут они как у дна, так и в толще воды.
Большинство байкальских широколобок — мелкие рыбы, длиной 5–7 см. Самый крупный вид — большая красная широколобка, достигающая длины 30 см, используется как промысловая рыба. Московская компания ООО «РыбПродКон», например, выпускает рыбные консервы под названием «Бычок байкальский натуральный» — в стекле, по 36 руб. за 170–граммовую банку.
В природе все взаимосвязано. Ученые–ихтиологи говорят, что значение широколобок в пищевых связях озера велико. Их молодью питаются многие ценные промысловые рыбы: омуль, сиг, хариус, крупные виды бычков; сами они служат пищей осетру, налиму, байкальской нерпе. Значит, угроза может быть уже всему байкальскому биосу. Такой факт может нанести ущерб уже и промыслу омуля. Не говоря о том, что такие породы как щука относятся к «гулящим» рыбам, то есть щука может и в Гремячинске, и в Горячинске быть съеденной тем же туристом. Все это существенно повредит туристическому бренду Бурятии, который едва начал формироваться. И, конечно же, омулю — главному деликатесному бренду Приангарья и Бурятии. Но замалчивать ЧП тоже нельзя.
«Чрезвычайная группа»
Сейчас уже не та ситуация, когда прежде надо проводить научные изыскания, а потом принимать меры. Теперь это надо делать параллельно. Нужно обследовать дно Коточика и Истока, а там погибшей рыбы должно быть очень много. Важно все зафиксировать и изучить. Это поможет понять причину, динамику, масштаб процесса. Сейчас же необходимо принять срочные меры — поставить металлическую сетку для ограничения сноса дохлой рыбы в Байкал, считают экологи из «БРО по Байкалу».
Как сообщил заместитель Восточно–Байкальского природоохранного прокурора Теймур Магомедов, в настоящее время создана рабочая группа для решения вопросов борьбы с «гаффской болезнью» и ее последствиями. В состав группы вошли представители природоохранной прокуратуры, контролирующих органов и научных кругов.
В течение этой недели рабочая группа осуществит выезд на озеро Котокель для проведения тщательного расследования причин «гаффской болезни», отбора проб воды и рыбы, а также выработки единых путей борьбы с возникшей экологической катастрофой.
В ходе выезда будут также исследованы факты попадания зараженной рыбы в сообщающиеся водоемы, в том числе в Коточик и Турку.
3 июня 2009 г.
Источник: «Центральная газета».