Бог, человек и Байкал
В свое время я учился на биофаке ИГУ. Это было уже достаточно давно — в начале 80–х, поэтому вопросы экологии мне не чужды, более того — они близки мне. Будучи верующим человеком, я воспринимаю окружающий меня мир как дар Божий. И чувствую свою ответственность за сохранение дома, в котором я живу, не только перед потомками, но и перед Создателем.
Основы заветных отношений человека и природы мы можем найти в Священном писании. Уже из первых глав книги Бытия видно, что именно человек поставлен «домоуправителем» планеты Земля, владыка и хозяин которой — Бог. «28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.» Быт.1, 28;
Много наставлял Господь людей, чтобы они были добрыми и рачительными «природопользователями»: «а в седьмой (год) оставляй ее (землю) в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею». Исх.23:11.
«Только те дерева, о которых ты знаешь, что они ничего не приносят в пищу, можешь портить и рубить, и строить укрепление против города, который ведет с тобою войну, доколе не покоришь его». Втор.20:20.
Безусловно, и сегодня продолжает быть Воля Божья в том, чтобы человек оберегал и сохранял, а лучше всего, еще и преукрашал место своего обитания.
Тем более горько было узнать, что премьер министр РФ, позиционируя себя, как православный христианин, издает Постановление № 1 от 13 января 2010 г., результатом которого становится возобновление промышленных сбросов БЦБК в озеро Байкал и разрешение сваливать не переработанные отходы «за пределами специально оборудованных мест». Этот документ, кроме как вредительство, я квалифицировать не могу.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Иоан.15:13. Так сказал нам Господь. Русский человек долготерпелив. Он может смиренно сносить притеснения, обиды и унижения, особенно от начальствующих над ним. Но когда злодей восстает на дорогое для русского сердца, разве он сможет остаться в стороне? Конечно, нет. А Байкал без исключения для каждого сибиряка является дорогим для его сердца другом. И очень большой Любовью. Эта Любовь возникает зачастую с первого взгляда, с первой встречи, с первого прикосновения, когда подходишь к берегу, к самой кромке прибоя, когда тепло и светит солнце, и яркие блики играют в камушках и не дают прямо смотреть на них и приходится щуриться. Садишься на корточки и опускаешь руки в воду. И замираешь сначала от неожиданности, а потом от восторга. В ладонях поднимаешь маленькое озеро ко рту и делаешь глоток. Вода такая холодная, что можно проследить весь ее путь от стылой зубной ломоты до места, где она улеглась и уже начинает потихоньку отогреваться. Потом еще набираешь и плескаешь ее на разгоряченное летним солнцем лицо. Ледяные струйки забегают за воротник и скользят вдоль спины, отнимая по пути своему утомление и возвращая силу и бодрость. Человек принял его в себя, соединился с ним, он растворился в человеке. Человек и Байкал стали сопричастны друг другу. Это первое причастие Байкалу. После этого, если у человека есть сердце, то он уже никогда не забудет Байкал и никогда не продаст его. А когда сердца нет, можно даже и на дно спуститься в батискафе, можно и на лыжах с гор… но, как говорится, простите, ничего личного.
Ладно — понятно, Москва — далеко, премьер — высоко. Но губернатор то наш — здесь, рядом. Кому как не ему глубже знать проблемы области и чаяния народа. Кому как не ему возвысить свой голос и вместе с иркутянами встать на защиту Байкала.
Вот слова, которые сказал Д.Ф. Мезенцев на встрече с клириками нашей Епархии.
— Я уверяю вас, что, единожды сделав выбор в вере, я буду ему следовать, буду служить людям и Богу. Я знаю, что то, что мы хотим сделать в регионе, невозможно без помощи Божией. И нам хочется, чтобы люди не замыкалась в своем маленьком мирке, верили в Бога и Церковь, доверяли власти. Совместно мы должны сделать нашу область достойной комфортной, уверенной и стабильной жизни.
Вообще я бы не сел писать эти строки, поскольку почти никогда не слушал речей политиков и высокопоставленных чиновников. Их обещания легко проходили мимо моих ушей и моего сердца. Но так случилось, что губернатор пришел на наше Епархиальное собрание и я невольно оказался втянутым в сферу его обаяния. Интеллигентность, открытость, готовность ответить на любые вопросы произвели на меня необходимое впечатление. Выслушав его пламенные речи, не только я, но и многие из нас поверили тогда, что вот пришел человек, который захочет действительно сделать что–то доброе для наших земляков. Нам, конечно, польстило, что впервые губернатор встретился с духовенством, причем сам пришел можно сказать к нам в гости, и ответил на многие животрепещущие вопросы. Известно, что верующие люди очень доверчивы. Быть верующим и доверчивым — это почти одно и тоже. Многие, к сожалению, очень успешно пользуются этой доверчивостью ради каких–то своих корыстных интересов.
Необычайно быстро ушло очарование. За короткое время наш губернатор предпринял ряд действий, которые полностью лишили его доверия жителей если и не всей Области, то, как минимум, здравомыслящей ее части. Конечно, в первую очередь, я имею в виду его активную деятельность в период выборной кампании мэра г. Иркутска. Я не видел ранее более неприятных и неопрятных предвыборных мероприятий.
Во вторую же очередь сильно огорчили его действия относительно проблемы загрязнения Байкала, которые идут в разрез с исторической (не побоюсь этого слова) волей жителей Приангарья и причиняют серьезный ущерб экологии озера.
Возникает и еще одна проблема: вдруг с совершенной ясностью я представил, что когда люди открыто дадут свою негативную оценку попытке возобновления деятельности БЦБК и позиции губернатора по этому вопросу, а таковые процессы уже идут — по всей стране проходят митинги в защиту озера Байкал, в блогах и на форумах люди высказывают свое возмущение Постановлением №1 и деятельность высокопоставленных чиновников по этому вопросу, то затем и в сторону нашей Церкви посыплются упреки, что, мол, и РПЦ вместе с теми, кто хочет окончательно уничтожить священное озеро. И здесь я вынужден дать нравственную оценку событиям, происходящим вокруг Байкала.
Оценка эта проста и однозначна — все, что противоречит воле Божьей, становится безнравственным и греховным. Таким образом, загрязнение Байкала становится делом плохим, не Богоугодным. Когда Господь сотворил мир, то, посмотрел на Свое творение и « … увидел, что это хорошо». Все, что создает Господь, есть Совершенство и Красота. Озеро Байкал — чистейший голубой сверкающий бриллиант в диадеме Божественного мироздания. И если кто–то оскверняет, нарушает совершенство красоты Божьего мира, то он хулит Духа Святаго, который «носился над водою» и ткал из первоматерии великолепие этого мира, воспетого однажды псалмопевцем Давидом в хвалебной оде Творцу и Его Созданию — в 103 Псалме. И кем бы он ни был: президентом ли, премьером ли, губернатором ли, олигархом ли или браконьером каким–нибудь, то этот человек, безусловно, помощи Божией, на которую так рассчитывает и надеется наш губернатор, не получит. Скорее всего, такой человек получит обратное — гнев и проклятье.
Про таких сказано: «гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи».
Прискорбно, что своим отношением к проблеме Д.Ф. Мезенцев дискредитирует Русскую Православную Церковь, из рук которой он принял орден святого Даниила Московского. Дискредитирует именно тем, что сначала призывает людей верить в Бога, Церковь и доверять власти, а затем своими действиями в корне подрывает доверие к этой власти, нанося, тем самым, удар и по вере в Бога и Церковь.
Еще раз убеждаюсь в словах Давида: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения».
Можно, конечно, относится ко всему беззаконию, которое творится сейчас вокруг нас как к наказанию Божьему и терпеливо ждать, когда же Господь обратит Свой праведный гнев на милость и пошлет нам, наконец, в управители людей мудрых, сильных, волевых, глубоко нравственных, конечно верующих, но самое главное, в первую очередь, крепко любящих свое Отечество.
Народ встанет за такого человека стеной, доверится ему всей, истосковавшейся по истинной любви и заботе, душою. И вместе они могут стать такой созидательной силой, что весь мир ахнет.
Вот и я, с надеждой ожидая милости Божьей, все же хочу и имею право обозначить свою гражданскую позицию, поскольку я не только православный священник, но я еще и гражданин. Что я и сделал в этом письме.
Аминь.
4 апреля 2010 г.
Источник: Блог священника Вадима Колеватова