Отписка обыкновенная
Министерство природных ресурсов, к которому, в общем–то никто и не обращался с вопросами, вопросы были к господам В. Путину и Д. Медведеву, дало изумительной ясности ответ на резолюцию митинга в Иркутске
О возможных негативных воздействиях на экологическую систему озера Байкал
Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрел обращение, направленное письмом Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан от 7 апреля 2010 г. № А26–15–183416, и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Регулирование воздействия на окружающую среду, обеспечения снижения и минимизации негативного воздействия, оказываемого хозяйствующими субъектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в частности Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 № 74–ФЗ, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 04.05.1999 № 96–ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральным законом от 24.06.1998 № 89–ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также требованиями иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды.
Нормами данного законодательства определена система нормирования воздействия на окружающую среду, устанавливающая в том числе нормативы допустимого воздействия, а также нормативы допустимых сбросов, выбросов, размещения отходов. Законодательством в сфере охраны окружающей среды и природопользования определены также меры по государственному контролю в отношении хозяйствующих субъектов и природопользователей.
Правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия, определены Федеральным законом от 01.05.1999 № 94–ФЗ «Об охране озера Байкал». Запрет и ограничение деятельности, при осуществлении которой оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал и его водосборной площади, в том числе химическое загрязнение, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления, а также физическое изменение состояния озера Байкал или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в озеро Байкал), устанавливается статьей 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал».
Согласно Водному кодексу Российской Федерации сбросы в водные объекты, установленные в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий, осуществляются в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование (статья 11 Водного кодекса Российской Федерации).
ОАО «Байкальский ЦБК» (далее — БЦБК) является градообразующим предприятием Байкальского городского поселения. Основные жизнеобеспечивающие объекты инфраструктуры города и комбината (теплоэлектроцентраль, системы водоотведения и водоснабжения) составляют единый комплекс. В существующей экономической ситуации запуск комбината позволит обеспечить занятость населения города Байкальска, формирование доходной части городского и областного бюджетов, а также позволит выполнить БЦБК программу по утилизации накопленных отходов.
В настоящее время, в соответствии с решением совета директоров БЦБК от 29 января 2010 г., комбинат работает в тестовом режиме с последующим переходом в рабочий режим на замкнутом водообороте. При этом оформляется разрешительная документация.
К настоящему моменту БЦБК получены следующие документы, предусмотренные законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования: договор водопользования для целей забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта (заключен Енисейским бассейновым водным управлением Росводресурсов) и решение о предоставлении водного объекта (озеро Байкал) в пользование (выдано территориальным отделом водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления). В решении о предоставлении водного объекта в пользование установлен объем допустимого сброса нормативно очищенных сточных вод.
При этом максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах установлено на уровне ПДК водоема рыбохозяйственного значения (самые жесткие из существующих в стране). Таким образом, химическое загрязнение озера Байкал, при условии соблюдения требований природоохранного законодательства, отсутствует; Прибайкальским Управлением Ростехнадзора согласован проект «Нормативы предельно–допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» и выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; лицензия по сбору, использованию, обезвреживаний, транспортировке, размещению отходов I–IV класса опасности; декларация безопасности на гидротехнические сооружения (утверждена Прибайкальским Управлением Ростехнадзора по Иркутской области) и разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений (выдано Прибайкальским Управлением Ростехнадзора по Иркутской области), предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 № 11б–ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») и др.
Следует отметить, что в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в границах Иркутской области помимо БЦБК располагается еще ряд предприятий, которые также воздействуют на окружающую среду: предприятия промышленности, транспорта, жилищно–коммунального хозяйства, к которым уполномоченные органы исполнительной власти также применяют требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «Об охране озера Байкал» Минприроды России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти в настоящее время готовит проект Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально–экономическое развитие Байкальской природной территории», которая предусматривает в том числе финансирование из федерального бюджета мероприятий по охране озера Байкал, в результате реализации которых ожидается снижение негативного воздействия на Байкальскую природную территорию (сбросов неочищенных сточных вод, выбросов в атмосферу, размещения отходов), в соответствии с устанавливаемыми целевыми показателями.
Разработанные в соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об охране озера Байкал» нормативы допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал для хозяйствующих субъектов утверждены приказом Минприроды России от 5 марта 2010 г. № 63, который находится в Минюсте России на государственной регистрации.
Учитывая изложенное, Минприроды России считает, что для снижения негативного воздействия на Байкальский регион, необходим комплексный подход по решению проблем охраны озера Байкал с учетом социально–экономического развития региона и сохранения уникальной Байкальской природной территории и озера Байкал.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 1 «О внесении изменений в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» вносилось в Правительство Российской Федерации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Юнг А.А.
13 мая 2010 г.