Особые экономические зоны на Байкале как пример государственного мифотворчества
В середине мая 2010 года губернатор Иркутской области Дмитрий Федорович Мезенцев на встрече с президентом подтвердил, что в ближайшее время Особая экономическая зона «Ворота Байкала» будет значительно расширена за счет территории Слюдянского района.
Важное место в этом проекте уделено развитию туризма в городе Байкальске. Если верить мэру города Валерию Пингареву, до 2020 года в Байкальске планируется реализовать 25 инвестиционных проектов на общую сумму 10.7 млрд. рублей; объем инвестиций непосредственно по программе ОЭЗ составит 6.55 млрд. рублей (из федерального бюджета — 2.25 млрд.). Согласитесь, средства немалые.
Президент, губернатор и мэр, видимо, не разделяют мнения, что гадящий в Байкал БЦБК де факто делает развитие туризма в городе практически невозможным. Похвальный оптимизм. Или, вернее — авантюризм. Иностранные туристы, для привлечения которых и затевалась ОЭЗ, никогда не поедут отдыхать в Байкальск. По крайней мере, пока в городе работает комбинат. Их, иностранцев, даже в относительно чистые уголки Байкала заманить очень непросто. Вечно пьяные соседи по турбазе и немудрящий «местный» сервис (см. удобства на улице) отпугивают привыкших к уютным египетским и турецким отелям иностранцев даже сильнее весьма прохладной байкальской водички и отсутствия нормальных дорог. Что уж говорить про Байкальск — чадящие трубы и удушающая вонь — спору нет, лучшего места для отдыха просто не найти!
Мне очень интересно — хотели бы Дмитрий Федорович или Дмитрий Анатольевич отдохнуть на территории подобной ОЭЗ?
Вообще история создания Особой экономической зоны на берегах Байкала напоминает затянувшийся несмешной анекдот. А началось все в далеком уже 2007 году, когда губернатор Тишанин громогласно объявил — ОЭЗ в Иркутской области быть! Но быть не где–нибудь, а в Большом Голоустном. Это решение незамедлительно раскритиковали все, начиная с туроператоров и заканчивая экологами. В самом деле, что такое Голоустное? Открытое всем ветрам ущелье, горящие каждый год леса, болото вместо нормального берега, почти полное отсутствие инфраструктуры, медвежий угол, далекий от основных ж/д и авто магистралей... Одним словом, выбор Большого Голоустного как площадки для масштабного развития туризма был наихудшим из предложенных вариантов. Однако, несмотря на критику, проект был успешно согласован с Министерством экономического развития, после чего под его реализацию начало выделяться финансирование. Куда пошли эти деньги, остается только гадать, хотя известно, к примеру, что на одно только мифическое проектирование ушло более 83 млн. рублей. Между тем Голоустное как было деревней, так и осталось. Все так же пасутся коровы, все так же лежит на дорогах навоз.
В конце 2007–го — начале 2008–го начались разговоры о том, чтобы включить в ОЭЗ (существующую, правда, лишь на бумаге) новые территории: участки на Малом Море, в Байкальске и Мангутае. В РосОЭЗ (федеральное агентство по управлению экономическими зонами) эти инициативы одобрили. Тогда же появилось предложение «передислоцировать» ОЭЗ поближе к южным туристическим потокам — в поселок Листвянка. Это предложение, по слухам, активно лоббировала небезызвестная Татьяна Казакова — в то время крупный региональный бизнесмен и мэр той самой Листвянки. На бездарно оформленном сайте «Российские особые экономические зоны» до сих пор имеется информация исключительно о ОЭЗ в районе истока Ангары. Ни про Голоустное, ни про Байкальск там не сказано ни слова.
Зато там приводятся внушительные цифры финансирования: до 2016 года объем внебюджетных инвестиций составит 10.32 млрд. руб. Потребность в бюджетных средствах до 2016 года — 4.72 млрд. руб. Из них федеральный бюджет — 2.56 млрд. руб.; бюджет субъекта — 1.94 млрд. руб.; местный бюджет — 0.22 млрд. руб. Впрочем, после ареста Казаковой в конце марта 2008–го проекту ОЭЗ в Листвянке так и не был дан ход.
Во второй половине 2008–го грянул кризис, и финансирование ОЭЗ сперва урезали, а в ноябре того же года в СМИ появилась информация о том, что «Ворота Байкала» собираются и вовсе ликвидировать. Мрачные ожидания оправдались, и к марту 2009–го стало окончательно ясно — федеральное финансирование получит только одна из двух байкальских ОЭЗ, а конкретнее — «Байкальская гавань» (Северо–Байкальский, Заиграевский и Тункинский районы, а также Улан–Удэ), находящаяся на территории республики Бурятия.
Стоит сказать, что курирующее все эти дела РосОЭЗ также постигли крупные неприятности. По результатам проверки Счетной палаты РФ было объявлено, что агентство «не обеспечило своевременное и эффективное использование выделенных средств». За период 2006–2008 финансирование за счет средств федерального бюджета ОАО «Особые экономические зоны» составило 36.3 миллиардов рулей. При этом на 1 января 2009 года остаток неиспользованных бюджетных инвестиций составил 17.1 миллиардов рублей. Чиновники–увальни даже не смогли своровать все, что было дадено. Непорядок. Президент Медведев это непотребство так не оставил — в конце прошлого года запятнавшее себя РосОЭЗ было расформировано, а его полномочия перешли к Минэкономразвитию.
Но вернемся к нашим пирогам. Проект «Ворота Байкала» на неопределенное время сняли с бюджетной «иглы», оставив на откуп частному бизнесу. Последний, не будь дураком, вкладывать деньги в заведомо убыточное Голоустное, разумеется, не спешил. Тогда новоиспеченный губернатор Мезенцев вдруг вспомнил про Байкальск и начал активно лоббировать данный проект в министерстве Эльвиры Набиуллиной. Это казалось разумным. Крупные финансовые вложения в туристическо–рекреационное развитие решали сразу несколько проблем, главная из которых — напряженная социальная обстановка в самом Байкальске, вызванная остановкой опасного, устаревшего и совершенно нерентабельного ЦБК. ОЭЗ давала городу шанс на новую, «чистую» и в то же время устроенную жизнь. Рабочие места, приток инвестиций, переориентация города из промышленного в курортный, и как следствие — неизбежный строительный бум. Потенциал данного предприятия весьма впечатлял.
К тому же, если разобраться, Байкальск — это едва ли не единственная реальная площадка для создания на берегах «Славного моря» зоны отдыха европейского уровня. Довольно крупный город, потенциально готовый к приему большого числа туристов, ж/д и авто дороги, развитые коммуникации (например, очистные сооружения, оставшиеся от ЦБК), возможность привлекать туристов в зимнее время (горнолыжный курорт «Гора Соболиная»), мягкий по байкальским меркам климат и т.д. Ко всему прочему, Минэкономразвития под это дело, вроде бы, готово было выделить приличные деньги.
Все это было бы просто замечательно, однако начиная с осени 2009–го поползли слухи о скором возобновлении работы непотопляемого БЦБК, а 13 января 2010 года В.В. Путиным было подписано известное всем подлое антинародное постановление № 1, позволяющее комбинату работать в разомкнутом цикле, т.е. сливать отходы в Байкал, как в былые времена. По словам экспертов, сейчас БЦБК не может нормально функционировать из–за отсутствия сырья, заказов и крайнего износа всего оборудования, однако в глазах мировой общественности (а соответственно, и туристов) БЦБК является предприятием, работающим и имеющим, что немаловажно, крайне неприятную славу главного загрязнителя самого чистого озера в мире.
После первых же заявлений о возобновлении работы ЦБК стало понятно, что на развитии туризма в Байкальске можно поставить жирный черный крест, который, в отличие от целлюлозы, никаким хлором не отбелишь. Тогда же стало очевидно, что по–настоящему Большим туризмом на Байкале никто заниматься не собирался и не собирается.
Собственно, расклад предельно прост. Весь проект ОЭЗ «Ворота Байкала» от начала и до конца (а конца ему, кстати, не видно) — это масштабная авантюра местных властей, которые под красивой оберткой мифа о Байкале, как о центре международного отдыха, занимаются привычным делом — выбиванием из Москвы федеральных средств и последующим за этим их, средств, успешным «освоением». Привычная картина, не правда ли?
Я вот думаю, может оно и к лучшему, что на Байкале не будет толп иностранных туристов? Пусть Священное озеро так и остается священным, т.е. нетронутым. А на воров–чиновников, раз за разом затевающих сомнительные прожекты с единственной целью собственного обогащения, рано или поздно управа найдется. Как говорится, на каждого барина есть свой топор.
8 апреля 2011 г.
Источник: «Эхо Москвы»
<