Занимательная арифметика
Самая дорогая железная дорога
Стоимость одного километра дороги Адлер — Красная поляна на порядок выше стоимости километра Кругобайкальской железной дороги, прорубленной в начале XX века вручную в байкальских скалах
Кругобайкальская железная дорога, построенная царским правительством в начале прошлого века, обошлась казне в кругленькую сумму. Настолько кругленькую, что дорогу звали «Золотой пряжкой» на стальном поясе России. Каждый километр участка станция Байкал — станция Мысовая, протяженностью 280 км, обошелся в 248 тысяч рублей. Неудивительно, что стоимость Кругобайкальского участка столь высока — на самом сложном участке станция Байкал — Култук, длиной всего 85 км, в отвесных байкальских утесах вручную прорублено: 41 тоннель, 16 галерей, построено около 470 водопропускных сооружений — мостов, виадуков, труб, около 280 подпорных стенок. Общая длина тоннелей составляет 8.5 километров. В связи с отсутствием на этом участке байкальского берега прибрежной полосы, все необходимое для строительства летом завозилось по воде, зимой — по льду. Большую часть строителей составляли приезжие со всей России — на стройке неплохо платили. На заготовке камня зачастую использовался труд каторжан. Много было иностранцев — албанцев, поляков, итальянцев.
До недавнего времени я пребывал в уверенности, что 248 тысяч царских рублей за километр — это гигантская сумма. Пока не узнал, что каждый километр дороги Адлер — Красная поляна (протяженностью 45 км) обошелся стране в 6 миллиардов рублей. Попробуем сравнить эти две цифры. Не будем мелочиться, округлим вверх, хоть это и против правил арифметики, и будем считать, что километр Кругобайкалки стоил 250 тысяч рублей, тем более что километр дороги, вырубленной вручную в байкальских утесах на вышеупомянутом участке станция Байкал — Култук, примерно так и стоил. Если я даже и ошибся раза в два–три в любую сторону, дальше будет видно, что это совершенно несущественно.
Сравнивать 250 тысяч рублей и 6 миллиардов будем, используя простой алгоритм,— посчитаем, сколько стоимость километра дороги составляет долларов, булок хлеба, средних зарплат и т.п. в ценах соответствующего времени. Это что–то вроде известного индекса Биг Мака. Поскольку цену Биг Мака на начало прошлого века установить не удалось, будем использовать индекс бутерброда.
В начале XX века доллар стоил два рубля, фунт (0.4 кг) хлеба стоил 2 коп., фунт сливочного масла — 35 коп., средняя зарплата по стране в 1913 году была 23 руб.
В начале XXI века доллар стоит 30 рублей, булка хлеба 30 руб., килограмм сливочного масла 400 руб., средняя зарплата 27 тысяч руб.
Итак, 250 тысяч рублей в начале XX века это:
- 125 тысяч долларов,
- 12.5 миллионов булок хлеба,
- 285 тонн сливочного масла,
- 10 750 средних зарплат.
6 миллиардов рублей в начале XXI века это:
- 200 миллионов долларов,
- 200 миллионов булок хлеба,
- 15 000 тонн сливочного масла,
- 222 000 средних зарплат.
Мне неловко за царское правительство, но приходится признать, что километр дороги Адлер — Красная поляна дороже километра царской Кругобайкалки:
- по курсу доллара в 1 600 раз,
- по стоимости хлеба в 16 раз,
- по стоимости масла в 53 раза,
- по средней зарплате в 20 раз.
Забудем про курс доллара — его пути с рублем за век сильно разошлись, и без того видно, что строители дороги Адлер — Красная поляна заткнули за пояс отсталое царское правительство вместе с его «Золотыми пряжками». Говорят, в царской России тоже воровали и брали взятки. Наши несложные упражнения с таблицей умножения показывают, что предки были просто невинными младенцами, даже не представляя себе, как правильно воровать и брать взятки.
Самые дотошные могут сравнить стоимость затрат на жалкие 45 километров дороги Адлер — Красная поляна (260 млрд. рублей) со стоимостью всей Транссибирской магистрали, самой длинной железной дороги в мире, протянувшейся на 9288 километров. Дорогу строили с 1891 по 1913 год и потратили около 1.5 млрд. рублей. Вы будете удивлены.
И вот еще что интересно — если в начале XX века на среднюю зарплату можно было купить 1150 булок хлеба, то в начале XXI — аж 900. За что боролись?
9 февраля 2013 г.