Список всех тоннелей Кругобайкальской железной дороги
Lake Baikal

Тоннели Кругобайкальской железной дороги

Тоннель на КБЖД
Тоннель на КБЖД вблизи мыса Столбы
Тоннель на КБЖД вблизи мыса Столбы

Тоннели — пожалуй, самые впечатляющие сооружения на Кругобайкальской железной дороге. Сравниться с ними могут разве что великолепные каменные виадуки. Но тоннели все равно возьмут количеством, их здесь много, очень много — в тоннелях спрятана десятая часть Кругобайкалки. Если вы проедете в поезде или пройдете пешком от Култука до порта Байкал, то восемь с половиной километров пути проведете под землей.

Тоннели строились для преодоления скалистых мысов. Проходка одного тоннеля занимала от полугода до года. Часто к тоннелю примыкает галерея, нередко сразу с двух сторон. Галерею не каждый сможет отличить от тоннеля, но у нее иная, чем у тоннеля задача,— защита полотна дороги и поездов от возможных каменных осыпей. В таблице ниже символом "+" указано наличие галереи, примыкающей к тоннелю с восточной и/или западной стороны.

Почти все построенные на КБЖД тоннели сохранились до нынешнего времени. Разрушен был лишь один — № 9" — во время строительства второго пути дороги. И почти все тоннели находятся между Култуком и портом Байкал. Лишь Киркидайский тоннель оказался за Слюдянкой на действующей железнодорожной магистрали.

Общая длина всех приведенных в списке тоннелей — 9233 м.

Список тоннелей Кругобайкальской железной дороги

п/п
Название Место–
положе–
ние
(км/пикет)
Длина
(м)
Галереи Годы постройки Примечание
вос–
ток
за–
пад
1 1 82
пк1–3
178 + + 1902–05, 1911–15
2 2 82
пк7–8
180 + + 1902–05, 1911–15
3 3 84
пк1
65 + + 1902–05
4 4 Бакланий 85
пк5–7
206 + 1902–05, 1911–15 мыс Бакланий.
5 5 87
пк7–9
216 + 1902–05, 1911–15 в стене галереи три боковых выхода.
6 6 Каторжанский малый 89
пк1–2
109 1902–05, 1911–15 мыс Каторжанский.
7 7 Каторжанский 89
пк3–8
539 1902–04, 1911–15 мыс Каторжанский.
8 8 Толстый 91
пк1–5
348 1903–04, 1911–15
9 9" Мокрый 96
пк4
47 + + 1902–05 неподалеку ручей Мокрый; тоннель разрушен в 1910–е гг.
10 9 Березовый 100
пк2–7
496 + 1911–13 с боковым выходом; тоннель построен для обхода бухты Березовой, самый сложный на КБЖД в плане и архитектуре фасадов.
11 10 100
пк9–10
77 1903–04
12 11 Шумихинский 101
пк7–10
300 1902–05 мыс Шумихинский.
13 12 Половинный 109 пк5–
110 пк2
778 1902–04 мыс Половинный; самый длинный тоннель на КБЖД.
14 13 Половинный малый 110
пк10
32 1902–05 самый короткий тоннель на КБЖД; называют также Чайкин Утес или Скорлупка.
15 14 Асламовский 115
пк4–5
88 1902–05, 1911–15 мыс Асламова.
16 15 Косой Убур 117
пк2–4
112 + 1902–05, 1911–15 мыс Косой Убур.
17 16 Киркирей–1 122
пк1–2
164 + + 1902–05, 1911–15 мыс Киркирей–1; два боковых выхода в стене восточной галереи.
18 17 Киркирей–2 122
пк4–7
310 + + 1902–05, 1911–15 мыс Киркирей–2; боковой выход из тоннеля.
19 18–bis Киркирей 123
пк2–8
637 + + 1911–13 мыс Киркирей–3; построен в обход обвалоопасного участка; один из самых сложных в плане.
20 18 Киркирей–3 123
пк3
75 + + 1902–05 мыс Киркирей–3; по линии первого брошенного пути, выведен из эксплуатации в 1914 г.
21 19 Тройная Губа 124
пк1–2
162 + + 1902–05 мыс Тройная Губа.
22 20 Двойная Губа–1 124
пк4
59 + 1902–05, 1911–15 мыс Двойная Губа–1.
23 21 Двойная Губа–2 124 пк10–
125 пк4
374 + + 1902–05, 1911–15 мыс Двойная Губа–2; из тоннеля есть боковой выход.
24 22 Малый Колокольный 125
пк8–10
182 + + 1902–05, 1911–15 мыс Малый Колокольный.
25 23 Большой Колокольный 126
пк4–6
233 + 1903–04 мыс Большой Колокольный.
26 24 Бакланий Убур 128
пк1–5
323 1902–05, 1911–15 мыс Большой Бакланий Убур; есть боковой выход.
27 25 Столбы–1 131
пк1–2
117 + 1902–05, 1911–15 мыс Столбы–1; есть боковой выход; неформальное название «тоннель с ногой».
28 26 Столбы–2 131
пк3–6
255 + + 1903–04, 1911–15 мыс Столбы–2.
29 27 Безымянный 132
пк4–5
119 + + 1902–05, 1911–15 мыс Безымянный.
30 28 Шарыжалгай–1 133
пк2–4
166 + + 1903–04, 1911–15 мыс Шарыжалгай–1; восточный портал разрушен в 1971 г.
31 29 Шарыжалгай–2 133
пк7–8
90 + 1902–05, 1911–15 мыс Шарыжалгай–2.
32 30 Шарыжалгай–3 133 пк9–
134 пк2
308 1902–05, 1911–15 мыс Шарыжалгай–2; есть боковой выход.
33 31 Шарыжалгай–4 137
пк2
33 1902–05, 1911–15 мыс Шарыжалгай–4.
34 32 Малая Крутая Губа 140
пк5–8
256 + 1902–05, 1911–15 мыс Малая Крутая Губа.
35 33 Большая Крутая Губа 141
пк2–5
303 1902–05, 1911–15 мыс Большая Крутая Губа.
36 34 Хабартуй–1 143
пк3–4
129 + 1902–05, 1911–15 мыс Хабартуй–1.
37 35 Хабартуй–2 143 пк10–
144 пк5
548 1902–05, 1911–15 мыс Хабартуй–2; есть боковой выход.
38 36 Хабартуй–3 144
пк6–8
171 + 1902–05, 1911–15 мыс Хабартуй–3; две восточные галереи; есть боковой выход.
39 37 Упорная Губа 147
пк8–10
253 + 1902–05, 1911–15 мыс Упорная Губа; с галереей на входе.
40 38 Малая Упорная Губа 148
пк2–3
115 1902–05, 1911–15 мыс Малая Упорная Губа; в своде есть боковой выход.
41 39 Киркидайский 171
пк6
80 1902–05 мыс Киркидай; перегон Слюдянка–Утулик.
Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.