Тоннели Кругобайкальской железной дороги
Тоннели — пожалуй, самые впечатляющие сооружения на Кругобайкальской железной дороге. Сравниться с ними могут разве что великолепные каменные виадуки. Но тоннели все равно возьмут количеством, их здесь много, очень много — в тоннелях спрятана десятая часть Кругобайкалки. Если вы проедете в поезде или пройдете пешком от Култука до порта Байкал, то восемь с половиной километров пути проведете под землей.
Тоннели строились для преодоления скалистых мысов. Проходка одного тоннеля занимала от полугода до года. Часто к тоннелю примыкает галерея, нередко сразу с двух сторон. Галерею не каждый сможет отличить от тоннеля, но у нее иная, чем у тоннеля задача,— защита полотна дороги и поездов от возможных каменных осыпей. В таблице ниже символом "+" указано наличие галереи, примыкающей к тоннелю с восточной и/или западной стороны.
Почти все построенные на КБЖД тоннели сохранились до нынешнего времени. Разрушен был лишь один — № 9" — во время строительства второго пути дороги. И почти все тоннели находятся между Култуком и портом Байкал. Лишь Киркидайский тоннель оказался за Слюдянкой на действующей железнодорожной магистрали.
Общая длина всех приведенных в списке тоннелей (вместе с пристроенными галереями) — 9233 м.
№ п/п | № | Название | Место– положе– ние (км/пикет) | Длина (м) | Галереи | Годы постройки | Примечание | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
вос– ток | за– пад | |||||||
1 | 1 | тоннель № 1 | 82 пк1–3 | 178 | + | + | 1902–05, 1911–15 | |
2 | 2 | тоннель № 2 | 82 пк7–8 | 180 | + | + | 1902–05, 1911–15 | |
3 | 3 | тоннель № 3 | 84 пк1 | 65 | + | + | 1902–05 | |
4 | 4 | Бакланий | 85 пк5–7 | 206 | + | 1902–05, 1911–15 | мыс Бакланий. | |
5 | 5 | тоннель № 5 | 87 пк7–9 | 216 | + | 1902–05, 1911–15 | в стене галереи три боковых выхода. | |
6 | 6 | Каторжанский малый | 89 пк1–2 | 109 | 1902–05, 1911–15 | мыс Каторжанский. | ||
7 | 7 | Каторжанский | 89 пк3–8 | 539 | 1902–04, 1911–15 | мыс Каторжанский. | ||
8 | 8 | Толстый | 91 пк1–5 | 348 | 1903–04, 1911–15 | |||
9 | 9 | Мокрый | 96 пк4 | 47 | + | + | 1902–05 | неподалеку ручей Мокрый; тоннель разрушен в 1910–е гг. |
10 | 9–bis | Березовый | 100 пк2–7 | 496 | + | 1911–13 | с боковым выходом; тоннель построен для обхода бухты Березовой, самый сложный на КБЖД в плане и архитектуре фасадов. | |
11 | 10 | тоннель № 10 | 100 пк9–10 | 77 | 1903–04 | |||
12 | 11 | Шумихинский | 101 пк7–10 | 300 | 1902–05 | мыс Шумихинский. | ||
13 | 12 | Половинный | 109 пк5– 110 пк2 | 778 | 1902–04 | мыс Половинный; самый длинный тоннель на КБЖД. | ||
14 | 13 | Половинный малый | 110 пк10 | 32 | 1902–05 | самый короткий тоннель на КБЖД; называют также Чайкин Утес или Скорлупка. | ||
15 | 14 | Асламовский | 115 пк4–5 | 88 | 1902–05, 1911–15 | мыс Асламова. | ||
16 | 15 | Косой Убур | 117 пк2–4 | 112 | + | 1902–05, 1911–15 | мыс Косой Убур. | |
17 | 16 | Киркирей–1 | 122 пк1–2 | 164 | + | + | 1902–05, 1911–15 | мыс Киркирей–1; два боковых выхода в стене восточной галереи. |
18 | 17 | Киркирей–2 | 122 пк4–7 | 310 | + | + | 1902–05, 1911–15 | мыс Киркирей–2; боковой выход из тоннеля. |
19 | 18–bis | Киркирей | 123 пк2–8 | 637 | + | + | 1911–13 | мыс Киркирей–3; построен в обход обвалоопасного участка; один из самых сложных в плане. |
20 | 18 | Киркирей–3 | 123 пк3 | 75 | + | + | 1902–05 | мыс Киркирей–3; по линии первого брошенного пути, выведен из эксплуатации в 1914 г. |
21 | 19 | Тройная Губа | 124 пк1–2 | 162 | + | + | 1902–05 | мыс Тройная Губа. |
22 | 20 | Двойная Губа–1 | 124 пк4 | 59 | + | 1902–05, 1911–15 | мыс Двойная Губа–1. | |
23 | 21 | Двойная Губа–2 | 124 пк10– 125 пк4 | 374 | + | + | 1902–05, 1911–15 | мыс Двойная Губа–2; из тоннеля есть боковой выход. |
24 | 22 | Малый Колокольный | 125 пк8–10 | 182 | + | + | 1902–05, 1911–15 | мыс Малый Колокольный. |
25 | 23 | Большой Колокольный | 126 пк4–6 | 233 | + | 1903–04 | мыс Большой Колокольный. | |
26 | 24 | Бакланий Убур | 128 пк1–5 | 323 | 1902–05, 1911–15 | мыс Большой Бакланий Убур; есть боковой выход. | ||
27 | 25 | Столбы–1 | 131 пк1–2 | 117 | + | 1902–05, 1911–15 | мыс Столбы–1; есть боковой выход; неформальное название «тоннель с ногой». | |
28 | 26 | Столбы–2 | 131 пк3–6 | 255 | + | + | 1903–04, 1911–15 | мыс Столбы–2. |
29 | 27 | Безымянный | 132 пк4–5 | 119 | + | + | 1902–05, 1911–15 | мыс Безымянный. |
30 | 28 | Шарыжалгай–1 | 133 пк2–4 | 166 | + | + | 1903–04, 1911–15 | мыс Шарыжалгай–1; восточный портал разрушен в 1971 г. |
31 | 29 | Шарыжалгай–2 | 133 пк7–8 | 90 | + | 1902–05, 1911–15 | мыс Шарыжалгай–2. | |
32 | 30 | Шарыжалгай–3 | 133 пк9– 134 пк2 | 308 | 1902–05, 1911–15 | мыс Шарыжалгай–2; есть боковой выход. | ||
33 | 31 | Шарыжалгай–4 | 137 пк2 | 33 | 1902–05, 1911–15 | мыс Шарыжалгай–4. | ||
34 | 32 | Малая Крутая Губа | 140 пк5–8 | 256 | + | 1902–05, 1911–15 | мыс Малая Крутая Губа. | |
35 | 33 | Большая Крутая Губа | 141 пк2–5 | 303 | 1902–05, 1911–15 | мыс Большая Крутая Губа. | ||
36 | 34 | Хабартуй–1 | 143 пк3–4 | 129 | + | 1902–05, 1911–15 | мыс Хабартуй–1. | |
37 | 35 | Хабартуй–2 | 143 пк10– 144 пк5 | 548 | 1902–05, 1911–15 | мыс Хабартуй–2; есть боковой выход. | ||
38 | 36 | Хабартуй–3 | 144 пк6–8 | 171 | + | 1902–05, 1911–15 | мыс Хабартуй–3; две восточные галереи; есть боковой выход. | |
39 | 37 | Упорная Губа | 147 пк8–10 | 253 | + | 1902–05, 1911–15 | мыс Упорная Губа; с галереей на входе. | |
40 | 38 | Малая Упорная Губа | 148 пк2–3 | 115 | 1902–05, 1911–15 | мыс Малая Упорная Губа; в своде есть боковой выход. | ||
41 | 39 | Киркидайский | 171 пк6 | 80 | 1902–05 | мыс Киркидай; перегон Слюдянка–Утулик. |