Состояние судоходства по Селенге
Числа 10–15 апреля у нас ожидают открытия навигации по реке Селенге от Усть–Кяхты, отстоящей от г. Троицкосавска в 23 верстах, до Верхнеудинска. Навигация в текущем году не будет иметь того оживления в движении грузов, какое было в прошлые годы, благодаря отказу железных дорог от приема грузов.
По Селенге функционируют два пароходства: «Т–во Байкальскаго пароходства и торговли» и «Верхнеудинская пароходная компания», причем первое пароходство, согласно заключенному с управлением Забайкальской жел. дор. договору, перевозит грузы означенной железной дороги для Кяхтинской городской станции, а второе пароходство перевозит почту и считается почтовым.
Всего в навигацию 1914 года по реке Селенге рейсировало 4 пассажирских парохода и около 10–ка барж, причем провозная плата грузов у «Верхнеудинской пароходной компании» гораздо ниже платы «Т–ва Байкальскаго пароходства».
Некоторое оживление в рейсировании пароходов внесет предназначенная перевозка в Троицкосавск пленных, но ведь на пассажирских ни одно пароходство ни в коем случае не сможет оправдать свои расходы.
Поэтому, если принять во внимание, что железныя дороги не будут летом также принимать к отправке всех грузов, можно заранее предсказать убыточность в текущую навигацию судоходства по Селенге.
Источник: «Иркутская жизнь» № 100, 15 апреля 1915 г.