Забайкальская железная дорога в путеводителе 1914 года
Lake Baikal

Забайкальская железная дорога

Забайкальская железная дорога состоит из 6–ти частей:

  • Иннокентьевской–Байкал — 68 вер.
  • Паровой железнодорожной переправы через озеро Байкал — 40 вер.
  • Кругобайкальской железной дороги — 244 вер.
  • Линии Мысовск–Сретенск — 1034 вер.
  • Линии от ст. Нерчинск к г. Нерчинску — 9 вер.
  • Соединительной ветви к Китайской восточной железной дороге, от Китайскаго разъезда до пределов Манчжурии — 322 вер.

Управление дорогою находится в г. Иркутске.

I. Иннокентьевская–Байкал

Линия Иннокентьевская–Байкал отходит от ст. Иннокентьевской, конечнаго пункта Сибирской железной дороги, и направляется по левому берегу р. Ангары, вступая, по приближению к Байкалу, в гористую страну. Уклон всей линии — 0.093.

1) Ст. Михалево. V кл. (30 вер). Вблизи — селение Михалево (442 д.об.п.) Небольшая церковь, школа грамоты. Следуя по скалистому и извилистому берегу р. Ангары, линия проходит по живописной местности, пересеченной грядами Байкальских гор. Покрытыя лесною, преимущественно хвойною растительностью, красивыя горы, с разнохарактерным очертанием, обрамливают побережья широкой и быстро несущейся реки.

На этом перегоне масса водных горных стоков, стремящихся в Ангару, и потому здесь линия имеет 44 небольших мостика. Приближаясь к Байкалу, линия проходит близ самаго истока р. Ангары, среди котораго находится подводная гранитная скала, называемая Шаманской, выдающаяся на 1 саж. над поверхностью воды, почитаемая шаманами и ламами за местопребывание «непобедимаго белаго бога», которому они и приносят на скале жертвы.

2) Ст. Байкал. IV кл. (67 вер.). Буфет. Расположена при истоке реки Ангары, на мысе Баранчук, у подножия Байкальских гор. От станции линия продолжается еще около 400 саж., доходит до самаго берега Байкала и заканчивается путем на пристани Баранчук, для подачи поездов на паровую переправу.

Живописно расположенная пристань снабжена защитными молами, дамбами, маяками, представляющими грандиозныя сооружения; здесь же в глубокой гавани, помещается большой плавучий док для ремонта судов переправы.

II. Паровая железнодорожная переправа, паром–ледокол

Паровая железнодорожная переправа через Байкал устроена по примеру способов, существующих в Северо–Американских Штатах для передачи железн. поездов через водные бассейны.

Для надобностей переправы сооружен на заводе Армстронга, в Англии, паром–ледокол «Байкал», который по частям в разобранном виде, доставлен был в с. Лиственичное, где на берегу Байкала он вновь собирался.

Ледокол построен из сименс–мартеновской стали, особенно прочной конструкции. Наибольшая его длина — 290 фут., ширина — 57 фут., углубление носовое — 18 фут., кормовое — 20 фут., скорость — 201/2 вер. в час. Водоизмещение с полным грузом 4200 тонн. На ледоколе поставлено 3 машины тройного расширения с общею силою в 3750 индикаторных сил; 2 машины помещаются в корме и разделены продольною водонепроницаемою переборкою, эти машины служат для приведения в движение ледокола, одна машина помещается в носовой части и служит для вращения носового винта, способствующаго ледоколу ломать лед. Пояс на ледоколе по грузовой ватер–линии состоит из стальных листов, толщиною в 1 дюйм, причем обшивка в этой части сделана вгладь на внутренних планках.

Паром–ледокол несколько напоминает собою знаменитый «Фрам» Нансена, отличаясь носовою и кормовою частями, разсчитанными на ломку льда при движении как передним, так и задним ходами. На пароме–ледоколе размещаются в главной палубе, на 3 рельсовых путях, вдоль оси судна, 28 товарных груженых вагонов, в каютах помещается пассажиров I–го класса 40 чел., II–го класса 30 чел., III класса 100 чел. и на палубе 500 чел., а всего пассажиров 670 чел.; для пассажиров I класса имеется салон.

Ледокол в состоянии ломать лед до 4 фут. толщиною. В помощь этому, второму по величине в мире ледоколу, собран также в с. Лиственичном второй вспомогательный пароход–ледокол «Ангара». Этот пароход — меньший по величине. Длина — 195 ф., ширина — 34 фут., углубление — 15 фут., скорость — 121/2 узлов. Машина тройного расширения, 1250 индикаторных сил, 4 котла локомотивнаго типа. Машина и котлы также разделены поперечными водонепроницаемыми переборками. Главная задача его — служить для перевозки пассажиров.

«Ангара» вмещает пассажиров I–го класса 30 чел., II–го класса 30 чел и III класса 160 чел. и багажа и грузов в трюм до 10 вагонов, при перевозке совместно с пассажирами, и до 18 000 пуд. при перевозке исключительно грузов.

В настоящее время Байкальская железнодорожная переправа имеет в своем ведении следующия суда: ледоколы «Байкал» и «Ангару», колесный пароход «Лейтенант Малыгин», 2 парохода «Кругобайкалец» и «Бард», катер — «Волна», и 5 барж, из которых одна большого типа с подъемною силою до 35 тыс.пуд., другая в 25 тыс.пуд. и 3 меньших с подъемною силою до 5 тыс.пуд. каждая.

Эксплоатация судами переправы находится в ведении Управления Забайкальской ж. дороги.

Переезд через Байкал между пристанями Баранчук и Танхой (40 вер.), продолжается не более 21/2 часов.

Кроме железнодорожной флотилии на водах Байкала и рр. Селенги и Верхней Ангары срочное почтово пассажирское и буксирно–пароходное сообщение содержат: 1) «Т–во Байкальскаго Пароходства и Торговли» и 2) «К° Черных и Коковина», владеющая 9–ю пароходами:

«Феодосий»200 индикатор. сил.
«Александр Невский»120
«Михаил»20
«Петр Павел»20
«Иннокентий»45
«Иоанн»
«Тунгуз»
«Антоний»

Из перечисленных судов, только один пароход, «Феодосий», принадлежащий «Т–ву Байкальскаго Пароходства и Торговли», совершает срочные почтово–пассажирские рейсы и занимается казенным и частным грузом по установленным тарафам и рейсам, согласно заключеннаго с казною договора.

Платы за переправку пассажиров I, II, III, и IV классов и багажа через озеро Байкал, между стацией Байкал и станциями Мысовая и Танхой, средствами Забайкальской ж.д., на обыкновенном пароходе, или на пароме–ледоколе, или гужем,— взимаются в тех же размерах, как если бы пассажиры и багаж были перевезены по Кругобайкальской линии, Забайкальской ж.д., как в местном, так равно и в прямом сообщении этой дороги. Переправа производится лишь в случае временной невозможности перевезти пассажиров и багаж по Кругобайкальской ж.д.

III. Кругобайкальская железная дорога

Сооружение Кругобайкальской железной дороги, после продолжительных изысканий, предпринято было с начала 1901 г. Избранное направление дороги, в 244 вер., огибает южную оконечность Байкальскаго бассейна и состоит из 2 частей: западной — от ст. Байкал, Иркутск–Байкальской линии, до ст. Култук и восточной — от ст. Култук до ст. Мысовой, Забайкальской ж.д.

Берег западной части озера Байкала от истока Ангары до ст. Култук представляет скалистую гряду, возвышающуюся от 130 до 190 саж. над уровнем озера. Очертание берега крайне извилисто с рядом заливов, разделенных мысами и утесами с крутыми откосами.

Проведение дороги здесь соединялось с техническими затруднениями. Следуя по очертанию извилин скалистаго берега, огибая гребни кривыми предельнаго радиуса, линия во многих местах прорезывает мысы выемками и тоннелями и пересекает пади и бухты мостами. Общее протяжение линии от ст. Байкал до ст. Култук составляет 80.82 вер., причем протяжение кривых составляет 50.5%; в отношении уклонов линия удовлетворяет условиям равниннаго участка.

Наиболее значительныя на линии работы: 1) постройка тоннелей, общим протяжением 3384 саж., т.е. 61/2 вер.; 2) устройство на всем протяжении подпорных стенок, большею частью на цементном и гидравлическом растворе.

Всех тоннелей на этой линии, различной величины, насчитывается 39. Самый большой имеет длины 363 саж., второй по величине тоннель под названием «Хабартуй» — 254 саж. Затем следуют тоннели: «Каторжанский» — 352 саж., «Толстый» — 161 саж., «Двойная Губа» — 158 саж., «Бакланий» — 146 сал., «Шарыжалкай» — 142 саж., «Большая Крутая Губа» — 139 саж., «Крикирей» — 130 саж. Стоимость всех тоннелей, со всеми столбами и галереями, обошлась свыше десяти миллионов рублей.

В восточной своей части линия, начинаясь от ст. Култук, идет сначала болотистым лугом, переходит мостом р. Култучную и прорезав на 3 вер. Шаманский мыс, идет по песчанной дюне, отделяющей от Байкала Шаманское озеро. Прорезав на 9 вер. скалы отрогов хребта Хамар–Дабана, а 11 и 12 вер. линия пересекает острый и крутой мыс Керкидай, который сильно вдается в озеро и представляет у уреза воды грандиозное нагромождение обломков разрушившихся скал. От 31 до 47 вер. отроги гор отступают от Байкала, образуют волнистую террасу, здесь линия отклоняется от озера, обходит с. Утулик, расположенное при р. Утулик. На 7 вер. линия опять подходит к Байкалу, на 65 вер. пересекает р. Снежную, наибольшую из рек на всем своем протяжении. На 13 вер. линия пересекает р. Переемную и 118 вер. вступает на ровную террасу до Малиновскаго мыса на 125 вер., где прорезывает сопочныя возвышенности. На 139 вер. линия пересекает долину Мишихи, минует Ключевский мыс и затем, на 158 вер., перейдя р. Мысовую, круто поворачивает на соединение с Забайкальской ж.д. у ст. Мысовой.

Длина восточной части линии — 162.04 вер. с соблюдением технических условий равниннаго участка. Искусственныя сооружения на этом направлении составляют один тоннель, протяжением 37 сажен, 10 каменных труб, 189 мостов отверстием до 11 саж. (при общей длине отверстий 400 саж.), и 35 мостов отверстием от 10 до 70 саж. (при общей длине отверстий 793 саж.).

Станции Кругобайкальской железной дороги:

Разстояния от станции Иннокентьевской.

1ст. Байкал. Буфет68 вер.
2раз. Лиственичное75
3ст. Хвойная92
4от. Маритуй. Буфет112
5ст. Шарыжалгай130
6ст. Култук147
7от. Слюдянка. Буфет157
8ст. Утулик163
9ст. Мурино. Буфет208
10ст. Выдрино224
11ст. Кедровая245
12ст. Танхой. Буфет. Таможня258

К югу от Байкала прекращается в торговом отношении Россия и начинается Приамурье, почему здесь и учреждена таможня. Для Приамурья действует иной таможенный тариф, чем для всей России.

Близ ст. разрабатываются каменноугольныя копи кн. П.С. Андронникова.

13ст. Переемная286
14ст. Мишиха292
15ст. Мысовая. Буфет312

Станция Мысовая

Ст. Мысовая. IV кл. Буфет. (312 вер. от ст. Иннокентьевской). Расположена у пристани Мысовой. При ст., на средства фонда имени Императора Александра III сооружена церковь в честь муч. Платона и св. Николая Чудотворца, в ознаменование посещения берега Байкала Государем Императором Николаем Александровичем в 1891 г. Врачебно–остановочный пункт для оказания пособия переселенцам. Железно–дорожная, одно–классная школа.

Находящееся близ пристани селение Селенгинскаго уез. Мысовое, незначительное до начала постройки ж.д., с населением по переписи в 1027 д.об.п., расширилось, приняло вид бойкаго торговаго пункта,— почему оно преобразовано с 1902 г. в город Мысовск. Население до 6800 д.об.п. в составе его 1500 д.об.п. евреев. Местность, окружающая город и примыкающая к линии ж.д., размечена на участки, отдающиеся с торгов в арендное пользование. В настоящее время в Мысовске введено упрощенное городское самоуправление. В городе 2 церкви, женский монастырь, еврейская молельня, приходское училище, железнодорожное училище, 2 начальных школы, 1 церковно–приходская школа, общественное собрание, вольно–пожарное общество, 2 приемных покоя.

Улицы кривыя немощенныя, освещение керосиновое, вообще город еще очень неблагоустроен.

Торговыя фирмы и торгово–промышленныя предприятия:

Аптека: Рудзит О.X.

Бакалейная торговля: Гольцман Бр., Забельский Я.А., Корф Л.И., О–во потребителей.

Мануфактурная и галантерейная торговля: Урманчеев А., Гольцман Бр., Шаров И.К., О–во Потребителей.

Рыбная торговля: Суворов Н.К., Варламов Е.В., Плиссовские Бр.

Скотопромышленники: Мангиров Н.И., Ицкович Л.А., Риммернон Я.И., Степанов К.А.

Гончарный завод: Гневышев М.Г.

Номера для приезжающих: Баранов, Забельский, Корф.

Пароходства: 1) Кяхтинское Купеческое О–во, 2) Немчинова Н.Я. наследники.

От ст. Мысовой линия ж.д. идет вдоль берега озера Байкала в обход отрогов горнаго хребта Хамар–Дабана, местами круто падающих к озеру. Здесь линия пересекает небольшими мостами много горных речек, берущих начало на Хамар–Дабане. Наиболее значительныя из этих рр. — Мантуриха и Большая. На всем протяжении до ст. Посольской линия проходит по глухой лесной таежной местности, неудобной для земледельческой культуры и малонаселенной.

Станция Посольская

Ст. Посольская. V кл. (356 вер.). Буфет. Вблизи — селен. Посольское, при озере Байкале (806 д.об.п., 419 м., 387 ж.) и Посольский мужск. Спассо–Преображенский монастырь 2 класса, построенный в 1661 г., по указу Царя Феодора Алексеевича. Монастырь возведен на том месте, где изменнически убит был Бурятами в 1650 г. Тобольский боярский сын Ерофей Заболоцкий с сыном и спутниками, отправленный послом в Мунганскую землю к Цысану–Хану. В настоящее время в монастыре 2 каменных храма: во имя Преображения Господня и св. Николая Чудотворца. Монастырь обнесен каменною стеною; на западной стороне возвышается каменная часовня над могилою посла Заболоцкаго. В монастырской ограде — 2 каменных и 6 деревянных корпусов: в одном из них помещается викарий Иркутской епархии, остальные заняты братией, миссионерским училищем, трапезою и богадельнею.

Местность, на которой расположены монастырь и прилегающая к нему селения, образована наносами Селенгинской дельты. В окрестностях — многолюдныя крестьянския селения.

На 360 вер. линия выходит на долину р. Селенги и следует по левому ея берегу, вверх течения р. ...

Источник: «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге от С.–Петербурга до Владивостока», под ред. графа А.И. Дмитриева–Мамонова, 1914 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.