О результатах исследований на озере Байкале, произведенных в 1894 году экспедицией по изысканиям Забайкальской железной дороги
Состоящий под председательством Его Императорского Величества Комитет Сибирской железной дороги (заседание двадцать третье)
I.
В заседании Соединенного Присутствия Комитета Сибирской железной дороги и Департамента Государственной Экономии Государственного Совета, состоявшемся 3–го мая 1895 г., в личном присутствии Его Величества, между прочим, были рассмотрены три записки Министра внутренних дел: а) о льготах временно–заводским рабочим и ссыльно–поселенцам, привлеченным к работам на Николаевском железоделательном заводе, и срочным, тюремного разряда, арестантам, работающим на Средне–Сибирской железной дороге; б) о привлечении арестантов и ссыльных разных категорий на работы по сооружению Северно–уссурийской, Амурской и Забайкальской железных дорог, и в) об учреждении должностей земских заседателей и полицейских урядников в районе строящейся Уссурийской рельсовой линии.
При обсуждении предположения Министра внутренних дел о допущении к работам на Николаевском, бр. Бутиных, железоделательном заводе ссыльных, не пробывших двух лет на поселении, в Соединенном Присутствии Комитета Сибирской железной дороги и Департамента Государственной Экономии Государственного Совета было обращено внимание, что проектируемой мерой достигаются весьма важные результаты, а именно: арестантский труд получает новое производительное применение, а Николаевскому заводу, принявшему значительные заказы по поставке на Сибирскую железную дорогу рельсов, предоставляется возможность скорейшего выполнения принятых на себя обязательств.
Вместе с тем, справедливо предоставить осужденным, работающим на Николаевском заводе, те же права и льготы, которые Высочайше утвержденными, 7–го мая 1894 г., временными правилами дарованы соответствующим категориям ссыльных и арестантов, привлеченных к железнодорожным работам.
Равным образом, целесообразным является и привлечение на работы по постройке Средне–сибирской железной дороги возможного числа арестантов, приговоренных к тюремному заключению, с тем, чтобы заведывание ими было возложено на тех же лиц, которые уже заведуют на этих работах арестантами других разрядов, с предоставлением означенным лицам права употреблять по отношению к арестантам новой категории те дисциплинарные меры, которые установлены для них при содержании в тюрьме. В то же время члены Соединенного Присутствия находили полезным, чтобы привлекаемым ныне к строительным работам осужденным, были дарованы льготы, установленные для арестантов разряда исправительных отделений, и чтобы лица, не подлежащие, по общему закону (ст. 346 и 357, п. 1, уст. сод. под стр.), обязательным работам вне тюремной ограды, привлекались к постройке дороги лишь в случае выраженного ими на то желания.
При обсуждении, затем, вопроса о привлечении арестантов и ссыльных разных категорий на работы по сооружению Северно–уссурийской, Амурской и Забайкальской железных дорог в Соединенном Присутствии было усмотрено, что Высочайше утвержденным, 18–го марта 1895 года, положением Соединенного Присутствия Комитета Сибирской железной дороги и Департамента Государственной Экономии Государственного Совета Министру внутренних дел предоставлено было внести в Комитет Сибирской железной дороги, по сношении с кем следует, свои по означенному вопросу предположения.
Во исполнение такового Высочайшего повеления, Министром Внутренних Дел сделано было сношение с приамурским генерал–губернатором, который отозвался, что он принципиально находит возможным привлечение ссыльных к железнодорожным работам в пределах вверенного ему края. Вследствие сего, Министр внутренних дел ходатайствовал, чтобы арестантские работы на вышеназванных линиях производились по правилам, Высочайше утвержденным, 7–го мая 1894 года, для Средне–сибирского участка, применение каковых правил на практике вполне доказало их целесообразность.
Выслушав изложенные суждения, члены Соединенного Присутствия признавали, что возможно скорое привлечение к работали арестантов и ссыльных, как в интересах подкрепления состава местных рабочих, так и для обеспечения постройки известным постоянным числом рабочих рук, является не только крайне желательным, но, можно сказать, делом настоятельной, неотложной необходимости.
Что касается учреждения в районе Уссурийской дороги должностей заседателей и урядников для надзора за рабочими из арестантов и ссыльных, то к приведению таковой меры в исполнение в Соединенном Присутствии препятствий не было встречено, так как оказывается, что деятельность таковых чинов в пределах иркутского генерал–губернаторства в достаточной мере обеспечивает должный порядок, и притом среди не только ссыльного элемента, но и пришлого люда вообще. Вместе с этим, в Соединенном Присутствии было указано на желательность не ограничивать деятельности проектируемых чинов узкой полосой железнодорожного отчуждения, а распространить ее на весь район производства работ по постройке Уссурийской линии.
Ввиду изложенных суждений, Государь Император, в присутствии Комитета Сибирской железной дороги и Департамента Государственной Экономии Государственного Совета, Высочайше повелеть соизволил:
I. Предоставить иркутскому генерал–губернатору:
а) дозволять обращенным на водворение ссыльно–поселенцам, без различия прежнего до их ссылки звания и времени поступления на водворение, наниматься по установленным видам на работы на Николаевский железоделательный завод, с распространением на них, а равно и на работающих на этом заводе временно заводских рабочих всех льгот, предоставленных соответствующим разрядам арестантов и ссыльных, привлеченных к работам по постройке Средне–сибирской железной дороги, на основании Высочайше утвержденных, 7–го мая 1894 г., временных правил,— и
б) в дополнение означенных (п. а) временных правил, привлечь на работы по постройке Средне–сибирской железной дороги, сверх лиц, указанных в п. а ст. I сих правил, возможное число содержащихся в местных тюрьмах арестантов, приговоренных к тюремному заключению (улож. наказ., ст. 30, II, IV, V; уст. наказ., ст. 1, п. 4), с тем, чтобы: 1) арестанты, отбывающие тюремное заключение за преступления и проступки, не поименованные в ст. 345 (п. 3) уст. сод. под стр., и не подлежащие обязательным работам вне тюремной ограды (ст. 346 и 357 (п. 1) того же устава), были привлекаемы к сим работам лишь в случае изъявления на то желания; 2) заведывание означенными арестантами было возложено на заведывающих арестантами разряда исправительных арестантских отделений; 3) сим заведывающим были присвоены права, предоставленные ст. ст. 271 и 272 уст. сод. под стр. начальству и смотрителю тюрьмы, и 4) время, проведенное арестантами на сих работах, зачислялось по расчету восьми месяцев за целый год.
II. Присвоив приамурскому генерал–губернатору все права и обязанности, определенные для главного начальника края Высочайше утвержденными, 7–го мая 1894 года, временными правилами, предоставить ему привлечь к работам по сооружению Северно–уссурийской, Амурской и Забайкальской железных дорог арестантов и ссыльных разных категорий на основаниях, установленных помянутыми временными правилами и дополнительным к ним вышеозначенным (п. б, ст. I сего положения) постановлением, причем возложить на Министра внутренних дел принятие соответствующих распоряжений к немедленному приведению в исполнение означенной меры на Уссурийской железной дороге;— и
III. Учредить, для исполнения административно–полицейских обязанностей в районе производства железнодорожных работ на Уссурийской линии, должности: а) трех земских заседателей, с содержанием по 2000 руб. в год каждому и служебными правами и преимуществами, присвоенными участковым заседателям в Сибири, и б) состоящих в ведении этих заседателей двенадцати урядников, с содержанием по 600 руб. в год каждому и с правами и обязанностями, определенными для нижних полицейских служителей. Вызываемые же сим учреждением издержки отнести на счет строительных средств Уссурийской железной дороги.
II
В том же заседании Государь Император Высочайше утвердить соизволил проект инструкции Высочайше учрежденной комиссии для исследования на месте дела сооружения Сибирской железной дороги. На основании этой инструкции, выработанной подготовительным при Комитете названной дороги совещанием и дополненной и измененной на основании бывших в заседании Соединенного Присутствия суждений, названная комиссия состоит из назначенных по Высочайшему повелению председателя — Товарища Министра путей сообщения и 13 членов: семи представителей от Министра путей сообщения, двух от Государственного Контроля, одного от Министерства финансов, одного от Министерства внутренних дел, одного от Министерства земледелия и государственных имуществ, и члена, заведывающего делопроизводством комиссии. Кроме того, в состав комиссии входит, на правах члена, представитель от военного Министерства, по назначению командующего войсками приамурского военного округа.
Председатель, по всем вопросам, касающимся задач, возложенных на комиссию, имеет право непосредственно сноситься с Министрами и Главноуправляющими отдельными частями; сверх того, председатель, а по его уполномочию и члены комиссии могут входить в непосредственные сношения с генерал–губернаторами и губернаторами, причем названные лица, а равно и подчиненные им учреждения обязаны доставлять все требуемые от них сведения.
Для обсуждения отдельных вопросов имеют образовываться подкомиссии из наличных членов комиссии, под председательством одного из членов ее, причем в заседание как комиссии, так и подкомиссий могут приглашаться лица, участие коих в рассмотрении дел может быть признано полезным.
Что касается предметов ведомства комиссии, то ей вменено в обязанность выяснить: а) настоящее положение работ по постройке Сибирской железной дороги; б) степень целесообразности принятых при сооружении дороги порядков; в) проверенный исследованиями на месте план наиболее успешного и выгодного направления сих работ в ближайшем будущем; г) возможность окончания означенных работ к предположенному сроку, и д) степень достаточности ассигнованных или же предположенных к отпуску кредитов.
Ввиду сего, обязанности комиссии касаются как технической, хозяйственной и административной сторон сооружения и эксплуатации рельсовой линии, так и некоторых вопросов, находящихся в ближайшей связи с постройкой названной железной дороги.
С технической стороны комиссия обязана осмотреть на месте оконченные и находящиеся в постройке сооружения и оценить их пригодность. Особенное внимание комиссия должна обратить на верхнее и внутреннее строение пути, на состояние подвижного состава, на пригодность и прочность мостов и на качество, достаточность и оборудование водоснабжения. Кроме изложенного, на комиссию возлагается ознакомление с результатами изысканий, для обсуждения пользы возможных изменений в направлении линии.
По хозяйственной части, к предметам ведомства комиссии относятся: исследование порядка и способа снабжения дороги необходимыми для сооружения ее материалами, ознакомление с заключенными подрядами и сделанными заказами и с выполнением их; выяснение вопроса: расходуются ли отпущенные на сооружение дороги кредиты с надлежащей осмотрительностью, и какие могли бы быть сделаны сбережения в предполагаемых расходах при дальнейшем производстве строительных работ, и, наконец, исследование причин допущенного при постройке Южно–уссурийской железной дороги перерасхода против расценочной ведомости.
С административной стороны, комиссия исследует соответствие личного состава администрации потребностям производимой постройки. Кроме того, особое внимание комиссии обращено на обеспечение дороги достаточным количеством рабочих рук и определение возможности и необходимости допущения к работам инородцев и иностранных подданных; привлечение к постройке ссыльно–каторжных и выяснение, насколько обеспечена будущая эксплуатация линии расположенным вдоль нее населением.
Сверх всего изложенного, ввиду особого значения некоторых сибирских водных путей для дела сооружения и эксплуатации Сибирской железной дороги, комиссия обязана ознакомиться с естественными условиями названных водных путей и определить необходимые для развития на них судоходства меры.
Кроме того, к предметам ведомства комиссии относится изучение некоторых вопросов, связанных с постройкой Сибирской железной дороги, а именно: о мерах к развитию существующих в районе названной дороги железоделательных заводов, выяснение — насколько существующие минеральные и лесные богатства могут обеспечить эксплуатацию дороги и способствовать развитию деятельности заводов.
На журнале Комитета Его Императорскому Величеству, 9–го мая, благоугодно было Собственноручно начертать: «Исполнить».
- О результатах исследований на озере Байкал в 1894 г. Часть 1.
- О результатах исследований на озере Байкал в 1894 г. Часть 2.
- О результатах исследований на озере Байкал в 1894 г. Часть 3.
- О результатах исследований на озере Байкал в 1894 г. Часть 4.
- О результатах исследований на озере Байкал в 1894 г. Часть 5.
Источник: О результатах исследований на озере Байкале, произведенных в 1894 году экспедицией по изысканиям Забайкальской железной дороги, 1895 г.