Санитарные мероприятия, связанные с холерой
На постройке Кругобайкальской ж.д. сделано следующее циркулярное распоряжение.
- На все казенныя пристани Кругобайкальской железной дороги, которыя выстроены в пунктах, где имеются больница или приемный покой, или холерный барак, непременно, всякий раз при подходе всех пароходов и барж (кроме парохода «Второй») должны выходить фельдшера и не допускать высадку пассажиров, служащих и команды с парохода, а равно и выгрузку груза до тех пор, пока капитан парохода не предъявит фельдшеру удостоверение с предыдущей пристани, с которой вышел пароход, что больных на пароходе нет, и что заболевания холерой по время пути не было. Затем, при снятии парохода с пристани, фельдшер выдает капитану удостоверение о санитарном благополучии парохода.
- На те казенныя пристани, где вблизи никакого медицинскаго персонала не имеется, технический надзор озабочивается поставить грамотных толковых сторожей–санитаров, которые тоже не должны допускать высадку и разгрузку парохода до тех пор, пока не получат на руки от капитана удостоверения с предыдущей пристани о благополучии парохода и словеснаго заявления, что во время перехода не произошло заболевания. Это удостоверение должно быть немедленно доставлено начальнику дистанции или его помощнику, за отсутствием их,— технику или десятнику, которые в свою очередь выдают от себя удостоверение капитану парохода о благополучии парохода во время отхода с этой пристани.
- При подходе пароходов к пристаням, выстроенным на средства контрагентов, должны выходить на пристани фельдшера контрагентов, а если таковых у контрагентов нет, то специально нанятые ими для этого сторожа–санитары, которые исполняют в точности указания § 2 этого циркуляра. Выдача же удостоверения на отход парохода с пристани делается представителем техническаго надзора в данном пункте, а если такового нет, то живущим здесь доверенным подрядчика или старшим надзирателем работ, под строгой ответственностью по закону самого контрагента, что предписания настоящаго циркуляра будут вышеназванными агентами подрядчика в точности исполняться.
- Так как на пароходе «Второй» имеется всегда фельдшер Кругобайкальской железной дороги, который обязан следить за санитарным состоянием парохода и находящимися на нем пассажирами и командой, то на этого фельдшера возлагается обязанность при отходе с пристани получать, а при подходе к пристани предъявлять удостоверения докторов больниц или их заместителей о благополучии парохода только в тех пунктах, где имеются больница или приемный покой, или холерный барак. На других же пунктах–пристанях ответственность в санитарном отношении за высадку пасажиров, разгрузку парохода, равным образом, за прием пассажиров на борт парохода лежит всецело на фельдшере парохода «Второй».
- В случае, если при приставании частнаго парохода в какой–нибудь пристани фельдшер или санитар этой пристани узнает от капитана парохода, или же они сами заметят, что на пароходе есть кто–нибудь заболевший холерой, то ни в каком случае они не должны позволять высаживаться на пристань ни пассажирам, ни команде; капитану же предлагается немедленно отчалить от пристани и итти в ближайший пункт, где устроен холерный барак общаго пользования, согласно распоряжению Читинскаго губернатора за № 410 от 18 августа сего года.
- В случае же прибытия к какой–нибудь пристани, где нет холерных бараков, пароходов «Малыгин», «Второй» или одного из пароходов контрагентов, обнаружится, что на пароходе есть заболевший холерой, то находящиеся на пристани фельдшер или санитар не должны также допустить высадки на пристань пассажиров, ни выгрузки товаров с пароходов. Пароход же обязан немедленно следовать в один из ближайших пунктов, где устроен холерный барак Кругобайкальской железной дороги, в который заболевший должен быть сдан, согласно инструкций, разосланных мной за № 14164 от 3 августа сего года.
Начальник работ, инженер Савримович
За правителя дел Н. Маков
Источник: «Восточное обозрение» № 205, 1 сентября 1902 г.