Строительство Кругобайкальской железной дороги в 1902 году.
Lake Baikal

История строительства Кругобайкальской дороги по публикациям газет конца XIX — начала XX вв.

1902 г.

  • Февраль. Наемка служащих и рабочих на постройку Кругобайкальской железной дороги в конторах контрагентов Арцыбышева, Корасчева и Бузулина будет производиться лишь в марте месяце.

    «Восточное Обозрение» № 32, 8 февраля 1902 г.

    Организация медицинской помощи на восточном участке КБЖД.

    «Восточное Обозрение» № 39, 16 февраля 1902 г.

  • Март. Об этапах определения сметы на строительство Кругобайкальской железной дороги.

    «ВО» № 62, 16 марта 1902 г.

    Каковы цены на работы по постройке Кругобайкальской железной дороги, видно из того, что подрядчик, инженер г. Никитин, взял работы за куб. саж. по 14 р. 50 к., а сдал их рядчикам за 11 руб., таким образом, 3 р. 50 к. с небольшим исключением составят чистую прибыль подрядчика.

    «ВО» № 63, 17 марта 1902 г.

    ...а рядчики сдают работы мелким рядчикам и рабочим артелям по 7–8 р. за кубическую сажень.

    «ВО» № 67, 22 марта 1902 г.

    У известнаго железнодорожнаго подрядчика Головщикова 12 марта в 8 верстах от Култука, в урочище «Наквасино», при производстве земляных работ обвалом придавило трех рабочих, из которых один вскоре же умер, двое других сильно искалечены. Пристав 3–го стана Иркутскаго уезда составил об этом несчастьи протокол, которым констатирован неправильный способ ведения в настоящем случае земляных работ — забоем.

    Этот способ заключается в том, что рабочий сначала подкапывает землю в горизонтальном направлении, а затем уже железными клиньями, заколачиваемыми сверху, откалывает сразу большой кусок земли. Такой способ ведения работ, по словам специалистов, очень выгоден для подрядчика, но иногда, как видно, слишком дорого обходится рабочему.

    «ВО» № 69, 24 марта 1902 г.

  • Апрель. Около полудесятка «крупных» подрядчиков Кругобайкальской жел. дороги даже для того, чтобы внести пятипроцентный залог, не имели денег, и, как оказывается, обратились за помощью к одному из местных купцов, который «выручил» их, взяв за «труд» от 8 до 10% в месяц и выговорил себе обязательную поставку на участки этих подрядчиков всех тяжестей и продажу на них продуктов первой необходимости, а одному, распадавшемуся товариществу, нашел компаньона купца г. П., взяв за комиссию с г. П. 2%, а с остальных членов товарищества 3% с той суммы, с которою г. П. войдет в товарищество...

    Лица, хорошо знающия железнодорожное дело, уверяют, что все барыши облагодетельствованных контрагентов при таких условиях перейдут в карман к «благодетелю», а они сами останутся «с боку припека»...

    «ВО» № 76, 3 апреля 1902 г.

    В виду того, что контрагенты Кругобайкальской жел. дороги требуют от управления чуть не целыя стопы льготных свидетельств на провоз «из России» инструментов, машин, материалов, продуктов и рабочих, управление по постройке Кругобайкальской жел. дороги запросило их о количестве всего того, что им нужно привезти, и из полученных ответов выяснилось, что одних только рабочих и мастеровых контрагенты предполагают привезти 16 200 человек.

    «ВО» № 76, 3 апреля 1902 г.

    Произведены в действительные статские советники: начальник восточнаго отдела Сибирской ж.д. Пупарев, помощник нач. работ по постройке Кругобайк. ж.д. Симберг. Награждены орденами: Св. Владимира 4 ст. — нач. работ по постройке Кругобайкальской ж.д. д.с.с. Савримович, начальник работ по окончанию расчетов и составлению отчетов по постройке Средне–Сиб. ж.д. Вошилк, Св. Анны 3 ст. — начальник техн. отдела управления работ по постройке от ст. Кайдалово Бирюков.

    «ВО» № 97, 28 апреля 1902 г.

    Условия жизни и труда рабочих на строительстве КБЖД.

    «ВО» № 98, 30 апреля 1902 г.

  • Май. Распоряжением, если не ошибаемся, от декабря, на линии постройки Кругобайкальской дороги были закрыты кабаки, и число преступлений сразу же значительно сократилось; об убийствах в пьяном виде стало совсем не слышно; подрядчики выражали полное удовольствие, особенно в виду того, что работы по проведению жел. дороги производятся при крайне опасных условиях.

    В настоящее время кабаки вновь открыты и прежния безобразия снова начались. На каком основании жандармская полиция разрешает их открытие, когда она же ранее закрывала кабаки, когда, как нам известно, не отменено распоряжение г. начальника работ о закрытии кабаков? Как могло случиться, что вопреки этому распоряжению уже открыто несколько десятков кабаков, имеющих целью спаивать и обирать рабочих. Мы слышали, что подрядчики открытие кабаков считают нарушением со стороны казны условий, заключенных с ними, и намерены во многих несчастных случаях ответственность за них возлагать на казну. Таким образом давая возможность обогащаться кабатчикам, разрешение кабаков грозит ущербом казне.

    «ВО» № 108, 11 мая 1902 г.

    В среду, 8 мая Байкал очистился ото льда. Навигация между Култуком и Баранчиком возобновляется, и отправлен уже первый пароход. К концу мая на одном из ледоколов в Култук будет доставлен первый паровоз на 3–й участок, на котором будут производиться вспомогательныя работы по устройству насыпей. Пристань 2–го участка совершенно готова и устроена весьма хорошо и красиво.

    Култук продолжает перерождаться в какой–то мелочной базар, а рабочий люд безпрерывно наплывает и наплывает, и все это, по большей части, крестьяне неурожайных губ., бросившие работы и вообще сменившие плуг на кайлу и лом.

    Работы по постройке Кругобайкальской жел. дор. уже начаты.

    «ВО» № 110, 14 мая 1902 г.

    Проект Кругобайкальской железной дороги Якова Макерова.

    «ВО» № 113, 17 мая 1902 г.

    От управления работ Кругобайкальской железной дороги сим объявляется, что с открытием навигации по озеру Байкалу предстоит перевозка по линии постройки разных строительных грузов. Владельцы пароходов приглашаются заявить к 20 мая письменно свои окончательныя цены на перевозку пуда разных грузов во все пункты работ по берегу озера Байкала между ст. Мысовой, Култуком и ст. Байкал как с нагрузкой и выгрузкой, так и без них. За всеми, могущими возникнуть по этому делу вопросами и справками, благоволят обращаться в Материальную часть Кругобайкальской железной дороги: Толкучая, дом Дубникова, с 11 до 1 часу дня, кроме воскресных и праздничных дней.

    «ВО» № 114, 18 мая 1902 г.

    Из Култука мы получили следующую телеграмму: «Вторую неделю горят казенные леса, пожар пущен с участка строющейся Кругобайкальской дороги».

    «ВО» № 119, 24 мая 1902 г.

  • Июнь. 9 июня. Молебен по случаю открытия работ на 1 участке Кругобайкальской дороги.

    «ВО» № 140, 18 июня 1902 г.

    Временныя правила о производстве арестантами и ссыльными разных разрядов работ по постройке Кругобайкальской железной дороги.

    «ВО» № 225, 25 сентября 1902 г.

    Пароходовладельцы, доставляющие грузы в Култук, к устроенной железнодорожными техниками временной пристани, в большом волнении. Дело в том, что администрация 3–го участка Кругобайкальской ж.д. неожиданно наложила известную пеню (в размере 1 коп. с пуда) на упомянутых доставщиков, причем последним неизвестно ни распоряжения высшаго начальства, оправдывающаго «налог», ни куда поступают собираемыя суммы.

    «ВО» № 141, 19 июня 1902 г.

    В с. Култук по инициативе начальников 2 и 3 участков по постройке Кругобайкальской ж. дороги инженеров Яромышева и Бернатовича организуется клуб железнодорожных служащих, в организации котораго приняли участие и многие из подрядчиков и рядчиков названных участков. Для клуба построен отдельный дом. Ежедневно в Култуке бывает по 3–5 пароходов.

    «ВО» № 143, 21 июня 1902 г.

    Принадлежавший ледокольной переправе через о. Байкал прекрасный винтовой пароход «Второй» на днях передан в распоряжение Кругобайкальской жел. дороги.

    «ВО» № 143, 21 июня 1902 г.

    Кое–что о питании строителей Кругобайкальской железной дороги.

    «ВО» № 143, 21 июня 1902 г.

    Вдоль всей будущей линии Кругобайкальской ж. дороги настроено масса бараков, домиков, казарм и землянок, хотя работы еще далеко не везде начались. Рабочаго люда, чающаго движения воды, по линии масса, а те, которые уже работают, жалуются на низкия цены, платимыя подрядчиками. Так, обыкновенный грунт (на самом деле почти сплошную гальку) рабочие вынуждены работать кайлой и ломом по 2 р. 30 к., разборный грунт по 3 р. 50 к., а скалу по 5–7 р. за кубическую сажень. Многие рабочие жалуются, что им от харчей остается по 25–40 к. в день...

    «ВО» № 144, 22 июня 1902 г.

  • Июль. Нам сообщают с линии Кругобайкальской ж.д., что на днях у подрядчика Кирикова найдено 35 пуд. тухлой солонины, о чем и составлен протокол. Начальником работ по этому поводу приняты энергичные меры, но не худо бы, в виду тревожнаго времени, обратить внимание на гг. Кириковых, Мамонтовых и прочих благодетелей.

    «ВО» № 156, 6 июля 1902 г.

    10–го числа возвратился из служебной поездки для осмотра работ по линии Кругобайкальской железной дороги начальник работ д.с.с. Б.У. Савримович.

    «ВО» № 164, 16 июля 1902 г.

    О бытовых условиях арестантов на постройке КБЖД.

    «ВО» № 171, 24 июля 1902 г.

  • Август. На берегу Байкала между мысом Малый Баранчик и селением Култук, а также на Юго–Восточном берегу у мыса Киркидай и между реками Солзан и Мурино производится разработка выемок в скалистых утесах при помощи динамита.

    «ВО» № 187, 11 августа 1902 г.

    По Кругобайкальской ж.д., как сообщают из Петербурга, открытие движения предполагается с 1 января 1905 г.

    «ВО» № 187, 11 августа 1902 г.

    Чинами жандармской полиции Кругобайкальской дороги составлен ряд протоколов об антисанитарном состоянии помещений для рабочих, пекарен и бойни. Особенным безобразием отличаются пекарни подрядчиков Орехова и Голландскаго. У обоих этих господ пекарни загрязнены настолько, что грязь и нечистота бросаются в глаза даже нетребовательным рабочим. Ушат с дрожжами переполнен мухами, хлеб валялся тут же на полу, не мытом со времени постройки пекарен, ибо полки отсутсутсвуют. И что за хлеб!..

    «ВО» № 188, 13 августа 1902 г.

    Из Култука в «Губ. Вед.» сообщают, что кочегар парохода «Феодосий», ссыльно–поселенец Енисейской губ., Рождественской волости, Петр Сербин, прибывший 11 сего августа со станции Байкал, в 6 ч. вечера, того же числа заболел холерою, а 12 августа, в 2 ч. дня, умер.

    «ВО» № 190, 15 августа 1902 г.

    Некоторые приемы расчета подрядчиков с рабочими.

    «ВО» № 192, 17 августа 1902 г.

    У подрядчика г. Перцева ушли 150 рабочих, в том числе половина итальянцев, так как им за работы обещали больше, чем теперь дают.

    «ВО» № 192, 17 августа 1902 г.

    На пароходе «Феодосий» умер рабочий со всеми признаками холеры. Пароход не подвергли дезинфекции, и с разрешения жандарма он ушел из Танхоя, между тем, пароход Могилева «Николай» подвергнут обсервации, хотя место для стоянки неудобное и даже опасное, так как пароход стоит в открытом море. Обсервация должна продлиться до 17 августа, а потом пароход пойдет в Мысовую и будет дезинфицирован. Пароход «Николай» нагружен хлебом, предназначенным для рабочих Кругобайкальской дороги, которые теперь сидят без хлеба.

    «ВО» № 193, 18 августа 1902 г.

    Цены за работы разлагаются так: 40 коп. в пользу главнаго контрагента, 20 коп. в пользу мелкаго рядчика, 10 коп. на динамит и инструмент и 30 коп. в пользу рабочего, именно: куб земли не каменистой 2–20 до 2 р. 50 к., каменистой разборной, без динамита 3 р. 50 к., с употреблением динамита 5 р. 90 к. до 6 руб. Из этих же заставляют брать припасы непременно у рядчика или главнаго контрагента.

    Положение рабочаго ничем не обезпечено; хотя, по закону, проверку работ, в случае жалоб на обмер, должны производить начальники участков и дистанций,— но как трудно добиться у них этой проверки! Начальники дистанций и участков не хотят портить своих отношений к контрагентам.

    «ВО» № 196, 22 августа 1902 г.

    Нам сообщают со ст. Байкал, что там уже ухитрились загрязнить гавань в Баранчике настолько, что входящие пароходы, особенно пристающие в глубине гавани, бурля воду, поднимают всякую гадость (навоз, нечистоты, трупы животных и проч., что валилось на дно гавани еще во времена построек и продолжает валиться и теперь), от которой идет вонь. Гавань Баранчик устроена так, что в ней один только выход, между тем все частныя пристани имеют два выхода, почему все нечистоты из гавани выносятся.

    «ВО» № 199, 25 августа 1902 г.

  • Сентябрь. Санитарные мероприятия на КБЖД, связанные с холерой.

    «ВО» № 205, 1 сентября 1902 г.

    Условия труда и оплаты рабочих и служащих на КБЖД.

    «ВО» № 218, 17 сентября 1902 г.

    Кругобайкальская линия все еще не может твердо установиться. На днях выезжали на изыскание новаго варианта инж. Симберг, Яромышев и Вознесенский. Дело идет об обходе утеса Хабартуй на 2 участке по трещине Култучной Илчи, т.е. согласно проекта г. Макерова, который так горячо отрицался в печати со стороны руководителей стройки.

    «ВО» № 207, 4 сентября 1902 г.

  • Октябрь. О проектах КБЖД инженеров Докса и Рунина.

    «ВО» № 232, 3 октября 1902 г.

    Закупка 275 000 шпал для строительства КБЖД.

    «ВО» № 251, 25 октября 1902 г.

  • Ноябрь. Со стороны Мысовой укладка пути окончена на протяжении 54 верст, до Танхоя.

    Пристань в Танхое готова и, по слухам, ледокол будет ходить в Танхой с половины декабря, и по расчетам администрации, до половины февраля. В феврале ледокол поставят в ремонт, а пассажиров и грузы будут перевозить гужом на Переемную. Путь от Мысовой до Переемной на протяжении 44 верст вполне забалластирован; от Переемной до Танхоя балластируется. Участок от Мысовой до Танхоя опять будет передан Забайкальской дороге.

    «ВО» № 260, 5 ноября 1902 г.

    Начальник Кругобайкальской ж.д. инженер Савримович 12 ноября выехал в 4–х–месячный отпуск. Обязанности начальника дороги будет исполнять чиновник V кл. при министерстве путей сообщения инженер Симберг.

    «ВО» № 270, 16 ноября 1902 г.

  • Декабрь. Несчастные случаи на строительстве КБЖД.

    «ВО» № 289, 8 декабря 1902 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.