О второй колее Кругобайкальской железной дороги
После каждаго дождя и в особенности ливня, на Кругобайкальской жел. дороге начинаются оползни, обвалы и иногда крушения. Узнавши, что вопрос о проведении второй колеи Кругобайк. жел. дороги решен утвердительно, я поинтересовался узнать, где будет проложена вторая колея. С этой целью я отправился на интервью к одному весьма осведомленному лицу.
Ниже я привожу вкратце ваш разговор.
— Где будет проложена вторая колея? — задал я вопрос.
— «Параллельно существующей колее, и, во избежание больших затрат, решено даже не смягчать перевалов, иногда довольно значительных».
— Но ведь и в настоящее время достаточно уже всевозможных оползней, обвалов и т.п. Приняты ли какия меры к предотвращению этих печальных явлений?
— «Видите ли, ответили мне, нам в настоящее время приходится платиться за старую ошибку. Конгломерат горных пород кругобайкалья представляет из себя прослоенный известковым слоем горный массив. При дожде известь превращается в кашицу, весьма легко спускающую и даже способствующую оползню и обвалу. Это было известно давно. Представлялось высшему начальству и проектировалось провести дорогу по теперешнему тракту на Култук, но этот проект был отклонен. Теперь же на всем протяжении Кругобайкальской дороги разставлены особые «обвальные» сторожа, снабженные необходимыми приспособлениями для лазанья по горам и скалам. На обязанности этих сторожей возложено следить за движением горных пород. Было уже много случаев, когда сторожа предотвращали крушения».
— Долго ли будем находиться мы под страхом обвалов и т.п.?
—«Сползающия породы счищаются, где только наблюдается их движение, и с течением времени, думаю, не больше, как через 10 лет, неустановившиеся горные массивы настолько будут расчищены и снесены, что оползни и обвалы будут уже более невозможны. Управление дороги принимает все зависящия от него меры к устранению несчастий с людьми и поездами».
— Нельзя ли было провести хотя бы одну вторую колею по тракту на Култук?
— «Это невозможно из стратегических соображений, так как при проведении дороги на Култук по тракту, прошлось бы подойти очень близко к Китайской границе, что в стратегическом отношении неудобно. За последнее время и так почти нет крушений. С течением же времени это будет уже невозможным явлением».
Источник: «Восточная заря» № 86, 2 августа 1909 г.