Поселок Култук
Спускаясь с Приморского хребта, автомобильная дорога, связывающая Иркутск с южной оконечностью Байкала, делает крутой вираж на самой кромке обрыва, с которого открывается вид на южную оконечность Байкала. Тот, кто не видел Байкала никогда, а лишь слышал о красоте озера и его первозданной природе, может оказаться разочарован открывшейся панорамой.
То, что вы увидите перед собой, называется залив Култук. Далеко, там, где подпирают облака могучие отроги хребта Хамар–Дабан, угадывается крупный поселок — это Слюдянка, от него тянутся железная и автомобильная дороги к другому поселку, домишки которого теснятся прямо внизу в широкой безлесной долине, открывающейся в Байкал. По дорогам грохочут поезда и пылят машины. Кроме великолепных вершин Хамар–Дабана, картину немного оживляет расположившийся между упомянутыми поселками Шаманский мыс, сбегающий прямо в Байкал оконечностью отрога. Ближе, в районе Култука выступают в море неказистые причальные сооружения, рядом с ними возвышаются над поселком портовые краны с печально опущенными носами. В общем, это не совсем то место, где стоило бы знакомиться с Байкалом. Но так было не всегда.
«Култушное, небольшое, казенное селение, или просто Култук, при западном конце Байкала в 85 верстах от Иркутска отстоящее, по высочайшим горам, его окружающим, и издалека на великое расстояние около Байкала видимым, местоположение имеет чрезвычайное и прекрасное, вселяющее благоговейный ужас в любопытного наблюдателя»,— писал в 1817 году Николай Васильевич Семивский в своем сочинении «Новейшие, любопытные и достоверные повествования о Восточной Сибири».
А вот еще один взгляд: «Култук построен правильно. В нем 21 дом, но улица расположена параллельно изгибу моря. Култукские окрестности заслуживают кисти художника Вернета, страстного любителя подобных приморских видов. Кедры величавые осеняют соседственные горы... Култук, к чести жителей и местного начальства, содержится в такой опрятности, которую можно найти в опрятностях Норвегии и Голландии. Жители имеют изобильное хлебопашество и рыбные промыслы. Омули, сиги, хариузы и налимы водятся во множестве». Такое впечатление произвел Култук на русского писателя Алексея Мартоса, посетившего поселок в 1823 году.
Оба автора, и не только они, подчеркивают удивительную красоту места, в котором разместилось селение. За прошедшие с тех пор неполные два века с вызывающим восхищение уголком побережья Байкала произошла печальная метаморфоза.
Почему–то считается, что начинался Култук с Култушного зимовья, построенного в 1647 году казаками Ивана Похабова в устье небольшой безымянной речки. Речку потом назвали Похабихой. Началом Култука это зимовье считать довольно странно, потому что Похабиха впадает в Байкал километрах в шести южнее нынешнего Култука и находится гораздо ближе к современной Слюдянке, чем к Култуку. Местечко для строительства было выбрано болотистое, мрачноватое и называлось соответствующе — Мертвый Култук. Существует предположение, что местные жители, буряты, воспрепятствовали казакам строиться в устье речки Култушной, в большей степени для этого подходящем. Но пришельцы оказались настырными и через какое–то время вблизи Култушной обосноваться все же сумели.
Мертвый Култук еще некоторое время существовал. Почти через два века после Похабова, по воспоминаниям декабриста Николая Ивановича Лорера, отбывавшего в этом невеселом месте ссылку, в 1833 году Мертвый Култук представлял собой «...с десяток шалашей, служащих жилищем тунгусам, самоедам и поселенцам». Изба в селении была одна единственная.
В отличие от Мертвого, обыкновенному Култуку повезло больше. Возникновение и развитие поселения в значительной степени стимулировалось проходящими через южную оконечность Байкала торговыми путями из Иркутска в Китай, Монголию и Забайкалье. Это было единственное место, где оказалось возможным проложить дорогу, минуя непроходимые горные кручи.
Со временем Култук стал важнейшим звеном кругобайкальского тракта. В Култуке действовала таможня, открытая в конце XVII века, крупная почтово–ямщицкая станция, карантин, через который шел скот из Монголии. Село жило богато. Кроме обслуживания кругобайкальского тракта, что давало основной доход, жители занимались земледелием, охотой, рыбным промыслом. Хуже стало, когда появились на Байкале пароходы, и часть грузов пошла с западного берега озера на восточный и обратно, минуя Култук.
Вот каким увидел Култук во время гидрографической экспедиции 1896–1902 гг. Федор Кириллович Дриженко: «В расстоянии 72–х верст к западу от Лиственичного находится село Култук, расположенное вдоль юго–западного берега Байкала, состоящее из 100 дворов с крестьянами–старожилами; остальные жители недавно прибывшие и привлеченные, главным образом, постройкой Кругобайкальской железной дороги — рабочие и служащие. В селении церковь, почтово–телеграфная контора, отделение таможенной заставы, церковно–приходская школа, метеорологическая станция. Коренные жители занимаются хлебопашеством, скотоводством, рыболовством, звероловством, собиранием кедровых орехов, рубкой и сплавом леса и извозом. Слово Култук означает у местных жителей бухтовидное окончание каждого залива или озера (название это встречается еще и в другом месте), про себя же култулчане говорят, что село их расположено, «в самом култуке моря». Село Култук принадлежит к Туркинской волости, Иркутской губернии».
Рос Култук неторопливо. В 1780–х годах в нем было всего шесть дворов, в которых проживало вряд ли больше 40 человек. По прошествии века, в 1872 году, население села составляло 297 человек, в 1882 — 315. Стремительными темпами население Култука начинает прибывать с началом строительства Кругобайкальской железной дороги: в 1901 году в селе насчитывалось 710, а в 1906 уже 1125 жителей.
Редко какой поселок в глубинке может похвастаться такой ролью в науке, какую сыграл Култук в деле изучения Прибайкалья. Спасибо царскому правительству, ссылавшему в село образованных людей, не мешая им заниматься тем, к чему душа лежит. В Култук после отбытия каторги попала целая группа ссыльных поляков. Байкал с его нетронутой природой стал для них, как Клондайк для золотоискателей.
Именно в Култуке Владислав Ксенжопольский положил начало регулярным метеорологическим наблюдениям на Байкале. Бывали в Култуке Александр Чекановский и Ян Черский, известные своими открытиями в геологии и не только геологии. Именами этих выдающихся ученых названы горные вершины и хребты.
Бенедикт Дыбовский и Виктор Годлевский, жившие в Култуке, за несколько лет исследований сделали целый ряд открытий и разрушили, по крайней мере, два существовавших в те времена мифа о Байкале. На собственные средства два недавних каторжника провели научные изыскания, которые показали богатство и разнообразие фауны низших животных в Байкале, опровергнув миф о ее бедности, настолько прочно державшийся на авторитете Густава Радде, что Сибирское Отделение Императорского Русского Географического Общества поначалу отказало Дыбовскому в какой–либо финансовой поддержке, считая его исследования бесперспективными. Дыбовский и Годлевский умудрялись добывать живые организмы, обитающие на километровых глубинах, доказав тем самым, что жизнь в озере существует даже там. С помощью изобретенного ими «глубомера» исследователи выполнили ряд измерений глубины Байкала, и везде, где искали, дно нашли, поставив крест на еще одном мифе — о бездонности озера. Дыбовский по праву считается основоположником лимнологии. За исследования, которые до настоящего времени не потеряли научной ценности, в 1870 году он был награжден золотой медалью Императорского Русского Географического Общества.
Строительство в начале XX века железной дороги, которая прошла прямо через середину Култука, оказало значительное влияние на все стороны жизни села. В Култуке было построено немало новых домов, социальных учреждений и сооружений, требующихся для функционирования железной дороги. Много приехало народа на стройку, народа разного — от инженеров и квалифицированных рабочих, немало способствовавших подъему культурного уровня села, до разного рода маргинальных личностей, повышавших уровень криминальной напряженности. С открытием движения по железной дороге, многим из тех, кто зарабатывал извозом, пришлось искать новую работу.
Крайне неприятным последствием строительства железной дороги было уничтожение лесов в окрестностях Култука. До начала стройки кедровые и лиственничные леса простирались от горных склонов до самого побережья Байкала. Почти все они были вырублены. Эта потеря оказалась невосполнимой. Серьезный ущерб во время стройки был нанесен живой природе и рыбным ресурсам южного Байкала.
Еще большие потрясения перенес Култук после Октябрьского переворота 1917 года. Вместе со всей страной хлебнули жители села и гражданской войны, и раскулачивания, и коллективизации, безвозвратно уничтожившей вековые традиции и устои.
Култук получил статус поселка городского типа в 1936 году. В настоящее время население поселка составляет около 3700 человек. Култук входит в состав Слюдянского района Иркутской области. С внешним миром поселок Култук связан Транссибирской железной дорогой и автодорогой Иркутск–Улан–Удэ (M55).
Координаты Култука: 51°43' с. ш., 103°43' в. д.
Телефонный код поселка Култук: +7 39544.
Разница во времени с Москвой: +5 часов.