Министр путей сообщения о постройке второго пути Сибирской железной дороги
Lake Baikal

Министр путей сообщения князь М.И. Хилков о втором пути Сибирской дороги

Вопрос о скорейшем сооружении второго пути Сибирской железной дороги решен, как известно, в окончательной форме. Но до сих пор оставался невыясненным вопрос, может ли второй путь быть уложен в течение еще нынешней войны с Японией, явится ли он той могучей вспомогательной мерой, которая поможет в кратчайший срок перебросить за 10 000 верст новыя войска и вместе с тем урегулирует правильное движение грузов в Сибирь и из Сибири.

По этому поводу министр путей сообщения кн. М.И. Хилков в беседе со мною сказал следующее:

— Для разрешения вопроса о втором пути Сибирской железной дороги было образовано, по воле Государя, особое совещание под председательством гр. Д.М. Сольскаго. Совещание всецело высказалась за то, что для целей нынешней кампании укладка второго пути не успеет и не может быть произведена, так как для этого потребуется, даже при напряженных усилиях, не менее двух–трех лет. Укладка второго пути пойдет своим чередом, на первоначальныя работы уже отпущено десять миллионов рублей, но теперь для целей войны совещание решило принять ряд мер. Первая из них — это усиление провозоспособности пути. До сих пор по Сибирской дороге могло следовать в среднем по 161/2 пар поездов в день, из которых на долю воинских поездов с войсками и грузом, приходилось 12. Но теперь общая пропускная способность дороги доводится до 18 поездов в день, путем прибавки новых разъездов. Кроме того предположено построить около 150 верст вторых путей. К весне все эти работы, по всей вероятности, будут окончены. Грузоподъемность каждаго вагона в действительности не превышала 650 пудов.

Теперь совещание решило заказать такие вагоны, грузоподъемность которых была бы в три раза более, равно как и увеличился бы их объем. Таких вагонов, арбеллевскаго типа, заказано уже нашим русским вагоностроительным заводам 2400. Для их изготовления потребуются особые стальные листы и штампованныя части, изготовляемые во Франции, и для их производства здесь, в России, будут установлены станки. Если только не будет задержки в установке этих станков, то уже к августу–сентябрю текущаго года будет готов весь подвижной состав, равно как и заказанные уже 500 новых паровозов, разсчитанные для перевозки громадных тяжестей. При новых вагонах и паровозах явится возможность, не увеличивая числа поездов, провозить груз в значительной степени больший, такой, какой теперь в день провозился бы не менее чем 22 парами поездов. Из этого количества число поездов с воинским грузом будет доведено до 16, вместо существующих 12 в день. На приобретение новых вагонов и поездов уже отпущены средства.

Но для того, чтобы по возможности облегчить доставку грузов в Сибирь, в сибирские города, страдающие из–за невозможности теперь, в военное время, подвоза грузов, совещание решило упорядочить движение по сибирскому водному пути, в настоящее время совершенно заброшенное и нарушенное. Предполагается перевезти с весны до 8 миллионов пудов груза, преимущественно частных лиц. В нынешнюю навигацию на большее количество нельзя и разсчитывать, но с некоторыми затратами этот водный путь в будущем можно значительно улучшить.

Так как для нужд Забайкальской железной дороги очень затруднена доставка угля, а вдоль по Ангаре его много, то от Ангары, через Байкал, по Селенге, до Верхнеудинска уголь пойдет водою. Средства на упорядочение воднаго пути также уже имеются.

— Но перерыв в работах не может отразиться на времени исполнения этих заказов к сроку?

— Не думаю... В железнодорожных мастерских рабочие уже стали на работу... Было бы очень печально, если бы государство принуждено было отдавать в силу необходимости заказы за границу и много миллионов ушло бы из России... Это было бы очень тяжело для народнаго благосостояния... Скорее я склонен думать, что забастовка рабочих может утихнуть в непродолжительном времени. Я сам был начальником мастерских, видел много рабочих и думаю, что порядок, существующий в железнодорожных мастерских, хотя бы относительно увольнения рабочих, мог быть введен и в других фабриках и заводах. Поступает новый рабочий, и год он находится на испытании, узнается его работоспособность, и начальник мастерской, следя за его работой, может оценить ее по заслугам, следует ли оставить рабочаго или удалить. Если же рабочий проработал два–три года, об увольнении его должно быть заявлено начальнику дороги, и тот уже назначает разследование причин, заставивших начальника мастерских уволить рабочаго. Если же рабочий работает давно, более трех лет, то в решении вопроса об его увольнении весьма возможно участие старост–рабочих, и тогда решение это будет уже окончательным. Расценка работы и теперь производится фактически с участием обеих заинтересованных сторон, важно только правильное распределение работ между рабочими, чтобы не было обойденных. Думаю, что в массе рабочие были введены в заблуждение теми лицами, которыя в своих намерениях не имели ничего общаго и были далеки от тех пожеланий и просьб, которыя высказывались рабочими.

В заключение беседы кн. М.И. Хилков сообщил, что время его отъезда на сибирскую железную дорогу не решено еще окончательно. (СПб. Вед.)

Источник: «Восточное обозрение» № 29, 4 февраля 1905 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.