Безпроволочный телеграф
Находящиеся в Иркутске инженеры–электрики г.г. Гомембиовский и Яллаяс проектировали сделать опыт устройства безпроволочнаго телеграфа между ст. Байкал и Иркутском, составили сметы и приступили было к подготовительным работам в этом направлении, но невозможность изготовления на месте, здесь, некоторых устройств затормозила их симпатичное намерение, вносившее струю свежаго воздуха в наше телеграфное дело.
В настоящее время, по инициативе г. министра путей сообщения князя Хилкова, безпроволочный телеграф устраивается между станциями Байкал и Танхой через озеро Байкал. Сначала предполагалось воспользоваться конструкцией безпроволочнаго телеграфа известнаго всем Попова, но затем пришлось остановиться на системе Слаби–Арко–Броун, принадлежащей берлинской фирме Сименса и Гальске.
Безпроволочный телеграф последней системы может работать на протяжении 75 верст и, следовательно, на 40–верстном пространстве Байкала должен работать превосходно. Устройство его будет произведено счетом забайкальской и кругобайкальской железных дорог; к месту установки телеграфа на ст. Байкал прибыло уже два необходимых аппарата, аккумуляторы и германский специалист–инженер.
На ст. Байкал, за пассажирским зданием, будут водружены две громадныя мачты, до 20 саж. каждая, которыя соединены в верхней своей части стальным тросом, отстоя друг от друга в 30 саж. Между мачтами будет стоять станция, в которую от стального троса проведутся веерообразно провода; электрической энергией станцию телеграфа будет питать электроосветительная байкальская станция. Точно такое же устройство мачт и внешних приспособлений будет сделано и на станции Танхой, и через месяц начнутся уже первые опыты над действием безпроволочнаго телеграфа через озеро Байкал.
Источник: «Иркутские губернские ведомости» № 3723, 6 мая 1904 г.